Два последних года корабли с продовольствием и другими коммерческими грузами в самый северный район Хабаровского края - Охотский - доставлялись, мягко говоря, с большими задержками. Раз в полтора месяца, а то и реже. И это при навигационном периоде в 4 месяца, и при реальной возможности добираться до места назначения в короткие сроки.
Только с июня по сентябрь охотские предприниматели могут завезти продукты, одежду, стройматериалы, и другие не скоропортящиеся товары морем. Этот способ доставки намного дешевле, чем самолёт (на 200 рублей за один килограмм). Поэтому потребность в нём очень велика. Если заказы теплоходом приходят раз в две недели, - не возникает перебоев с продовольствием, и охотчане не голодают. Но, представьте, если те же пельмени или замороженное мясо проболтаются в пути пару месяцев, - что от них останется?…
Голодное лето
- Задержки грузов в последние годы, а особенно в прошлом, по причине того, что руководство Николаевского-на-Амуре речного порта постоянно кормили нас завтраками, - раскрыл суть проблемы Андрей Васильев, глава Охотского района. - У них есть теплоход, но очень большой - вместимостью 3000 тонн. Однако в Охотск столько груза сразу не наберёшь. Поэтому, не желая работать себе в убыток, николаевские перевозчики не отправляли судно, пока не набирали нужный объём. Каждый раз оттягивали отправление теплохода на месяц-другой. И никакой управы на них не было.
Колбаса подешевеет?
Тем временем продукты гнили, предприниматели несли убытки, то, что не испортилось, становилось дороже, в итоге и без того скудный рацион жителей района, сужался ещё больше.
С этим беспределом глава района решил покончить. Но как, если конкуренции в отрасли практически нет. Понимание нашёл у Юрия Обухова, генерального директора Хабаровского торгового речного порта.
- Я предложил руководству порта осуществлять доставку в Охотск товаров народного потребления на регулярной основе, - уточнил глава района. - И они пошли навстречу. Приобрели буксир и две баржи по тысячу тонн. Такие суда можно заполнить гораздо быстрей. Пообещали, что грузы теперь будут уходить без перебоев раз в две недели напрямую с Хабаровска до Охотска со сменой буксира с речного на морской в Николаевске-на-Амуре.
Стартует проект нового сотрудничества 10-11 июля. Однако предприниматели, торгующие в Охотске продовольствием, наполнять баржи в Хабаровске не торопятся. По-прежнему возят через Владивосток. Но глава района надеется, что вскоре они поймут преимущества проекта, увидев бесперебойность работы нового перевозчика.
В свою очередь гендиректор Хабаровского речного торгового порта гарантирует две отправки грузов в месяц и заявляет, что переживать охотчанам не стоит.
- Две баржи и буксир двигаются сейчас в сторону Хабаровска, - сообщил журналисту «АиФ-Дальинформ» Юрий Обухов. - К 5 июля должны пересечь таможню в Николаевске-на-Амуре, и к 10 июля прибыть в краевой центр. На баржах есть холодильные установки, которые позволят доставлять в Охотск скоропортящийся товар. Тарифы на перевозку грузов для заказчиков пока остаются на уровне прошлого года, но если объёмы перевозимых грузов увеличатся, - цена может снизиться.
Станут ли при этом дешевле продукты в магазинах Охотского района? Пока ответа на этот вопрос ни у предпринимателей, ни у главы нет. Сначала нужно справиться с дефицитом товаров.
Первым рейсом в Охотск отправится груз администрации района: стройматериалы, лодки, автобусы, другая техника. Также готовится к отправке немного продовольствия.
Кстати
Со стороны министерства экономического развития Хабаровского края постоянно поступают претензии к главам северных районов края в том, что средства, выделяемые правительством на дотации транспортных расходов для доставки товаров первой необходимости, северными территориями края осваиваются не в полном объёме. Почему предприниматели, к примеру, Охотского района неохотно пользуются дотациями?
- Предприниматели нашего района не хотят с этим связываться. Не все пока понимают, что это для них выгодная услуга. Ведь средства на транспортные расходы они получают сразу, и в полном объёме. Требуется только отчёт по документам, - объясняет Андрей Васильев, глава Охотского района.
Этот момент и отпугивает частников. Оформлять и доставлять требуемые отчёты пока очень хлопотно и сложно.
- Нужно, чтобы мы на месте, в администрации района их принимали у предпринимателей и, утвердив, сами доставляли в Хабаровск. В правительстве пообещали, что в этом сезоне дадут нам такие полномочия, - сказал глав района.