В них корреспонденту «АиФ-Дальинформ» помог разобраться ведущий археограф государственного архива Хабаровского края Лариса Просолович.
Живые и туманные картинки
Было такое развлечение: при организации ёлок учащиеся показывали некие «живые картинки», описание подобного действа можно встретить в Приамурских ведомостях за 1898 год.
«Декорации тёмно-голубого света с ярко блестящими звёздами на переднем плане задрапированные цветы, изображали горы заросшие растительностью, над ними во весь рост держа ребёнка в руках (то есть куклу в рука) летел ангел. Картина освещалась магниевым сиянием и сопровождалась музыкальным сопровождением на права Лермонтова. Название картины «По небу в полуночи ангел летел», говорится в издании. Это не совсем спектакль, можно всё, что показывали я думаю окрестить как «театральный скетч», из которым могла состоять часть вечера. Именно в конце 19 в начале 20 века, такое время препровождение было популярно.
Очень популярна была забава «Туманные картинки», сегодня мы знаем это как «Диафильмы». Их показывал в то время волшебный фонарь, который транслировал в основном иллюстрированные произведения поэтов золотого века русской литературы. Опять же «Туманные картинки сопровождались» классической музыкой и обязательно, и обязательно был человек, кто декламировал стихи, тем самым сохраняя камерность атмосферы.
В то время дети готовили костюмы и показывали сюжеты этих басен целиком. Но обязательным участником любых весёлых сборищ игр и развлечений, конечно, был оркестр.
Рождество по-малоросски
Колорита в праздновании Рождественских праздников добовляли переселенцы с Малороссии территорий Российской Империи, которые зимовали в Хабаровске в 1895 году.
«Отмечается, что они участвовали в Крестном ходе, во льду вырубили иордань в форме красивого креста. Ледяной крест поставили на ледяной пьедестал перед иорданью – в заметке так же отмечалось, что характерное устройство иордани соответствует обычаям определённой местности Малороссии. «Проходила церемония на окраине города и «возстановляла» родные русскому сердцу картины».
Так же, колядующие на «святках», в городе появились, благодаря переселенцам из Малороссии. Это считалась забава молодёжная. И вот как это описывалось в Приамурских ведомостях того времени.
Наказания негостеприимных хозяев были разнообразны, например: примораживали двери, перетаскивали поленницу в другое место, меняли место нахождения будки с собаками, затаскивали сани на крышу. И это самая малая часть из того что могло грозить негостеприимному хозяину на колядки.
О праздниках
На самом деле читая описание того или иного развлечения. Не складывается ощущения, что люди скучали. Люди делали всё сами, не ожидая прихода чего-то и кого-то, откуда-то, а просто веселились. Создавали-таки праздник. Просто радовались тому, что есть и делали это лучше. Нежели сегодняшнее - общество ожидающих новогоднего настроения и ожидающие как воробьи - «куда полетит вся стая мне тоже туда, возможно там весело». Но как не крути, хочется все-таки верить в прекрасное, чистое, вечное. Так поэтому по заветам наши пращуров, подарить себе праздник можем только мы сами.