aif.ru counter
57

Воспитание, развитие, обучение. Как в век информатизации воспитать личность

Это и многое другое в интервью с заведующим изостудией «Центра эстетического воспитания детей города Хабаровска» Владимиром Чичканём.

Считается, что семья и школа - это основа воспитания и формирования подрастающего поколения. Однако в этой системе огромную роль играет и дополнительное образование дошколят и школьников. О важности именно эстетического воспитания ребёнка рассказал заведующий изостудией «Центра эстетического воспитания детей города Хабаровска» Владимир Чичкань.

Традиции и модерн

Татьяна Цвенгер, «АиФ-Дальинформ»: Владимир Михайлович, как складывается ваша работа в центре?

Владимир Чичкань: В этом здании я работаю уже года 32. Раньше здесь на пятом этаже был художественный музей, и при нём у меня была студия. А в центре я работаю уже более 30 лет. И так хорошо у нас всё идёт, несколько поколений уже за плечами. В этом есть своя прелесть и обаяние. Не прыгать и скакать с места на место, не искать работу, а именно пустить корни и расти на одном месте. В этом плане я традиционалист. Сейчас некоторые мои ученики сами стали родителями и приводят сюда своих детей. Мне это нравится, потому что я могу посмотреть и сравнить. И не только стили, жанры и вкусы, но и поколения.

- Сравнивая предыдущее и нынешнее поколения, что бы вы могли сказать о каждом из них?

- Между ними - огромная разница из-за произошедшей информационной революции. И она дала как положительные, так и отрицательные ростки. Положительные очевидны, так как появилась возможность быстро получить любую информацию. Для нас огромный плюс в том, что сейчас мы можем отправлять работы детей на любые городские, краевые, региональные и всероссийские конкурсы, что мы и делаем. А минусы заключаются в другом. Для современного ребёнка IT-технологии стали «костылём». Опираясь на гаджеты и возможность всегда выйти в сеть, дети стали постоянно подсматривать и срисовывать уже готовые шаблоны. Те дети, которые сейчас уже взрослые, мыслили сами. Им приходилось самостоятельно думать и сочинять. Они не могли опереться на этот «костыль». Поэтому они были не только в физическом, но и в интеллектуальном, и духовном плане более трудолюбивы. Сегодняшнее поколение будет чувствовать себя дискомфортно, если у них забрать гаджет. И это не только потому, что исчезнет возможность позвонить, но и потому что привычное информационное поле исчезнет. К тому же, сейчас очень многие привыкли жить в виртуальной реальности, что не очень хорошо. Ведь куда лучше жить в реальном мире и мыслить о будущем, а не находиться в каком-то параллельном мире.

Тонкая настройка

- Что для вас самое важное при работе с детьми?

- Очень важно научить детей не прятаться от действительности, а формировать её здесь и сейчас. Я думаю, что положительная суть творчества именно в этом. Ведь одна из проблем современности - это потеря себя. Она глобальная, и мы с ней здесь и сейчас боремся в отдельной личности. Сегодня одна из наших юных учениц говорит: «Меня не выпишешь отсюда, я здесь, потому что я люблю это место». Она утверждает и самоутверждается, что она здесь, и это для неё очень важно. И это уже результат. Наша задача - активизировать человека на две вещи: на традиции и на модерн. Явно не на убегание в квазидействительность.

Фото: АиФ/ Татьяна Цвенгер

- Это задача только сектора дополнительного образования?

- Наша часть образования - личностная. Если взять школу, то её задача общекультурная. В школе из личностных предметов я бы назвал литературу и изобразительное искусство. Я имею в виду те предметы, где именно от человека зависит результат и правильный ответ. Наша задача, в свою очередь, заключается в том, чтобы человек постоянно вынашивал в себе смыслы и чувства и с ними постоянно работал.

- Сейчас у современного ребёнка большая занятость. Помимо общеобразовательной школы многие дети ходят сразу в несколько кружков и секций. Как вы думаете, это плодотворно?

- Всеядность меня настораживает. Сейчас стало больше возможностей, но меньше стабильности. Не все родители, но многие пытаются впихнуть своего ребёнка везде и всюду. Кажется, что если он всё попробует, то это будет лучше. На схематичном уровне это правильно, но, с другой стороны, нужно иметь чутьё, чтобы было меньше затрат на бесполезные трепыхания. Именно это понимание своего ребёнка и поможет найти среду, в которой ему будет интересно и комфортно. Буквально недавно к нам привели мальчика из музыкальной студии. И я рад, что он там занимается, но как только он пришёл к нам, я увидел, как быстро он начал втягиваться в занятия. Моя коллега из музыкальной студии спросила о его успехах, и я не мог не отметить, что он загорелся и расцвёл, как цветочек. И хорошо, что это произошло вовремя. Поэтому сейчас родителям стоит тоньше воспринимать своего ребёнка.

Воспитание - это питание

- С какого момента нужно начинать работу над личностью?

- С рождения. А если у нас в центре, то не важно, в какой момент к нам придёт человек. Ведь мы не художественная школа, где стоит более утилитарная задача. Я очень уважительно отношусь к художественным школам, но для меня важна сама личность и не научение, а воспитание. Даже если отталкиваться от названия нашего центра, то явно видно, что слова «эстетика» и «воспитание» стоят выше, чем научение. Важно, чтобы человек постоянно воспитывался, ведь этот процесс непрерывный. И хотя обучение - тоже непрерывный процесс, но я считаю, что воспитание важнее. А эстетическое воспитание формирует и способ общения, и сам субъект общения.

- Что вы делаете для этого?

- Я вожу детей на выставки, и это тоже процесс воспитания и обучения. Когда ребёнок смотрит и погружается в работы на выставках, это можно назвать процессом питания. Ведь воспитание - это питание. То, что мы потребляем, тем мы и являемся. Какую музыку мы слушаем, какие звуки слышим, как смотрим и чувствуем - это всё очень важно. Напитывание чувствами и смыслами - это наше наполнение. Также и во время пленэров: ребёнок учится абстрагироваться от происходящего и погружаться в то, что видит и чувствует. И мы ведь не просим их срисовывать всё, что есть. Мы подталкиваем их к написанию того, что они видят и чувствуют.

Фото: АиФ/ Татьяна Цвенгер

- Что у вас в планах на летние каникулы?

- Мы также продолжим аудиторные занятия для младших групп, а со старшими будем выходить на пленэры. Но занятия у нас продлятся только до конца июня, а затем будут небольшие каникулы, чтобы дети имели возможность отдохнуть.

- А как и где у вас обычно проходят пленэры?

- По-разному. Мы пишем в Хабаровске, его окрестностях, иногда выезжаем в Приморский край, например в посёлок Андреевка. Было и такое, что нас приглашали на Байкал, где для детей также проводят пленэры. У нас есть один воспитанник, его зовут Влад, ему 10 лет, в центре он занимается уже четыре года, и он наш специалист по пленэрам. Он очень внимательно готовится к выходам, любит рисовать с натуры и всегда спокойно и сосредоточенно себя ведёт. В прошлом году, когда мы вышли на очередной пленэр, он попытался поухаживать за одной из девочек по имени Ева. Как он сам сказал: «Когда Ева замёрзла, я предложил ей шарф». Правда, как он не старался, Ева не заметила его, но Влад повёл себя как настоящий рыцарь. Ему, кстати, очень нравится работать в технике пуантилизм. Это нанесение точечных мазков. И у него каждый мазок, каждая точечка стоит практически на идеально ровном расстоянии друг от друга. В этом и выражается его индивидуальность. Младшие группы мы обычно не берём на пленэры, потому что только полчаса нужно, чтобы их собрать. Они разбегаются в разные стороны.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Когда появится главный врач больницы Тугуро-Чумиканского района?
  2. Будут ли организованы дополнительные рейсы на левый берег Амура?
  3. Почему раздаётся шум в батареях?