В Хабаровске прошёл краевой этап Всероссийского конкурса «Учитель года». В нем приняли участие 70 человека из 15 районов края. Шестеро стали победителями, они отправятся на заключительный этап конкурса в Москву.
Целую неделю педагоги представляли жюри и коллегам свои программы, методические разработки, проводили открытые уроки, дискутировали на актуальные темы. Одна из самых острых - как уйти от уроков, на которых «царит» только учитель, и вовлечь ученика в дискуссию, сделав его полноправным участником учебного процесса. Особенно важно это для уроков литературы, на которых, в идеале, воспитывается умение размышлять, спорить, сопереживать, но иногда получается как в фильме «Доживём до понедельника», в сочинении - только «чужие мысли, аккуратные цитаточки дома приготовлены - и пятёрочка, можно считать, в кармане».
Как воспитать грамотную личность в эпоху лайков, твитов и СМС, мы обсудили с Ириной Скобелевой, учителем русского языка и литературы.
Читать, потом спорить
- Ирина Васильевна, как увлечь современного десятиклассника четырёхтомной эпопеей «Война и мир»?
- Во-первых, есть такие ученики, которых увлечь образованием практически невозможно, потому что никто из их семьи никогда не держал в руках книги, хоть и имеет заветную корочку о высшем образовании и даже порой не одну. Во-вторых, по моему глубокому убеждению, если учитель сам искренне увлечён литературой, ему обязательно удастся увлечь и своих учеников.
А в‑третьих, если у педагога нормальные, человеческие отношения с ребятами, если он не использует своё знание литературы, чтобы подловить ученика на незнании какой-то детали (что, к сожалению, бывает), то у такого учителя дети читают. И чем старше становятся, тем больше читают разных книг, а не только по программе.
- Бывает, что учитель требует не только писать грамотно, но и копировать его (учителя) мнение о Наташе Ростовой или Евгении Онегине. Правильно ли это?
- Тут двух мнений быть не может: это плохо. Но сделать с этим что-либо почти невозможно, таков этот учитель, который, как правило, уже сформировался в своём неприятии чужой позиции. Причём это распространённое среди многих людей, а не только учителей, желание считать, что есть два мнения - моё и неправильное.
Другое дело, когда ученик не читал произведения или читал в кратком содержании. Или, как мне сказал один ученик, ему папа рассказал, так что, он, видите ли, не согласен с Пушкиным. Конечно, это же здорово - не согласиться с самим Пушкиным! Но в таком контексте «несогласие» я не приемлю категорически.
- Старшеклассники, готовясь к ЕГЭ, анализируют небольшие рассказы, которые даются в задании, и пишут по ним сочинения-размышления. Как поступать учителю, если ученик не соглашается с автором рассказа, доказывая своё мнение?
- В вопросе есть ключевая фраза «ученик доказывает». Если он смог убедительно доказать, почему нет? Тем более на экзамене ему такой аргумент, согласно критериям оценивания, обязательно зачтут.
- Насколько объективен учитель, проверяя работы выпускника на ЕГЭ?
- Учителя быть объективным заставляют критерии, которые требуют отбросить все свои «нравится - не нравится», а проверять наличие, например, аргумента. Есть аргумент - балл, нет аргумента - нет балла. Кроме того, каждую работу проверяют два эксперта, задача которых - быть слаженными, то есть совпасть, не сговариваясь, в оценке работы ученика. Таковы главные требования к эксперту: проверять по критериям и умение работать, как сейчас модно говорить, в команде.
Брежнев и классика
- Можно ли запрещать детям читать какие-либо книги? Например, с какого возраста читать «Лолиту» Владимира Набокова?
- Запрещать - вообще дело бесперспективное, особенно учитывая то, что сегодня дети видят по телевизору и Интернету. А возраст сам по себе не показатель: для какого-то десятиклассника и «Война и мир» совсем не по возрасту, а возможно, он до неё и никогда не дорастёт. Вспомнила афоризм немецкого писателя: «Книга - это зеркало. И если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола». Многое зависит от личности того, кто читает, и от авторитета того, кто советует.
- Есть утверждённый список литературы, который проходят в каждом классе. Как сильно он изменился за последние годы? Может ли учитель приносить на урок, изучать, читать с учениками книги не из утверждённого списка?
- Этот «список» называется «программа», перечень книг которой, конечно, изменился с советских времён. В нём и Пастернак, и Платонов, и Булгаков, и Бродский, и Солженицын, и даже Пелевин.
И у учителя есть право знакомить своих ребят со своими читательскими предпочтениями, например, на уроках внеклассного чтения, на обзорных темах типа «Современная литературная ситуация: реальность и перспективы», «Эволюция модернистской и постмодернистской прозы» и многих других.
Однако даже моя очень советская (если можно так выразиться) учительница литературы позволяла себе вольности: вместо положенных 8-10 часов, отведённых на изучение произведений Брежнева, тратила на них один урок, а в остальное время - на классику! За что я ей очень благодарна.
- Наверное, из-за неё вы сами стали учителем?
- История банальная: у моей бабушки было восемь внуков, которых на всё лето ей отправляли. Я - старшая внучка, вот и занимала их целыми днями, пока бабушка варила да на огороде возилась.
А почему именно русский и литература? Тут действительно моя классная руководительница «виновата», о которой я уже упоминала. Училась я хорошо по всем предметам, а когда задумалась, что буду сдавать при поступлении в педагогический институт, поняла, что легко, без подготовки, сдам только те предметы, которые она преподавала: поблажек не давала ни себе, ни нам. Так я и стала учителем русского языка и литературы.
Марина ЛИТВИНОВА