Полвека, а то и больше мы слышим «кино убивает театр; в театре нет таких спецэффектов, как в кино; театр устаревает». А театр будто не в курсе, что его хоронят, живёт, развивается, удивляет, привлекает всё новых и новых поклонников.
Действительно, нынешние фильмы - это буйство спецэффектов, фееричная компьютерная графика, способная воплотить самые невероятные фантазии режиссёров, сверхлюди, выполняющие трюки, абсолютно невозможные в реальности. А театр… Что он может противопоставить всему этому?
Игра вдвоём
Хабаровский зритель увидит увлекательную история про мальчика Цацики, который пошёл в школу, где встретил и первого друга, и первую любовь, и первого врага. Приключения в школе получают неожиданное продолжение у Цацики дома, ведь у него самая невероятная, самая крутая в мире мама или, как её называет сын, Мамаша.
Слушайте, кому придёт в голову называть ребёнка в честь… соуса? Да и не бывает в жизни таких мам, как Мамаша Цацики: она всегда готова поиграть с ним, слушает музыку на всю катушку, танцует посреди комнаты Умирающего лебедя, не сердится на беспорядок в комнате, а в школьной ссоре сразу же встаёт на сторону сына, обещая хулигану суровую расправу.
Почти все роли (Мамаши, Цацики, школьного хулигана, учительницу и т. д.) исполняют два актёра - Евгения Колтунова и Влас Булатов. Актёры за секунду перевоплощаются в разных героев, меняя внешность двумя-тремя штрихами: зажатый между носом и верхней губой карандаш - это, само собой, усы, а цепура на шее, конечно, признак крутого парня, школьного хулигана. Огромный стул, на котором легко могут разместиться пять-шесть взрослых людей, становится то школьным классом, то комнатой Мамаши и Цацики, то улицей.
Постойте, на самом деле всё это - игра двоих детей. Помните, как в детстве мы играли куклами, плюшевыми игрушками? Ты будешь за медведя, мышку, ведьму, а я - за собаку, девочку и волшебное дерево. Следуя придуманному на ходу сценарию, приходилось быстро хватать нужную игрушку, менять голос и манеру разговора под персонажа.
Вот и здесь тот же приём, только вместо кукол - живые люди, которыми играет режиссёр. Невероятных размеров стул подчёркивает «игрушечность» происходящего на сцене. Собственно, он и есть сцена.
Живые и настоящие здесь эмоции. Хотя Мамаша Цацики - самая что ни есть наилучшая, у него ещё есть папа. Правда, он настолько воображаемый, что его играет настоящая кукла - скин Стив из Майнкрафта, прокачанный под Джека Воробья. Папаша всё бороздит нескончаемые моря, никак не может встретиться с сыном. Но однажды Мамаша подхватывает Цацики, и они вместе садятся на корабль и едут к папе, который, конечно, будет очень рад видеть сына. Цацики счастлив, Мамаша радуется, а двое ребят продолжают игру в идеальную семью.
Ух ты, говорящая лошадь!
Сколько раз вы читали «Золотого телёнка»? А сколько раз видели прекрасные фильмы, поставленные по бессмертной книге Ильфа и Петрова? Лично я со счёта сбилась. Поэтому меня терзали лёгкие сомнения: неужели по столь известному, многократно поставленному произведению можно сделать что-то новое?
Хабаровский театр «Триада» решил, что можно, и сделал мюзикл по мемуарам управдома тов. О. Бендера с песнями, танцами и движущимися картинками в двух частях. Режиссёр-постановщик - Вадим Гогольков, сценография - Сергей Ким, композитор - Дмитрий Голланд.
Поначалу действо не захватило. На сцене появилась очень симпатичная Лошадь и принялась читать мемуары вслух, появлялись новые герои, всё было как-то очень вальяжно. Я даже засомневалась: а успеют ли они рассказать всю историю за два акта?
В какой-то момент темп спектакля начал ускоряться, как «Антилопа Гну» на спуске. Действие бешено завертелось, понеслось. И над всем этим царил сын турецкоподданного в белых штанах. Актёру «Триады» Илье Ли и режиссёру Вадиму Гоголькову удалось невероятное: сделать своего Остапа. Не копию Юрского, Миронова, Гомиашвили, а собственное произведение.
Особенно меня впечатлила смерть Паниковского, точнее, приём, с помощью которого режиссёр убрал со сцены тело любителя гусей. А как замечательно сыграл своего персонажа актёр Вадим Гончаров!..
Небольшой совет: когда пойдёте на этот мюзикл, притворитесь, что раньше никогда не видели ни одной постановки. С чистого листа смотреть его гораздо интереснее.
Кстати, в конце января «Триада» представит премьерный показ спектакля «Женитьба» по Гоголю. Об этом мы напишем в следующих номерах.