Двадцать лет исполнилось одному из самых необычных театров Хабаровска. Здесь творится волшебство, здесь открываются двери в Сказку.
Началось все осенью 1997 года, когда маленькая труппа артистов-кукловодов начала показывать спектакли в детских садах и школах Хабаровска, а 27 декабря на спектакле «Озорной утёнок» по пьесе Н. Гернет впервые открылся занавес в сегодняшнем здании Хабаровского краевого театра кукол.
За эти годы поставлено свыше шестидесяти спектаклей для зрителей разных возрастов: и для трёхлетних, и для «взрослых» детей старше 10 лет. Театр уверен, что маленького зрителя необходимо воспитывать на лучших образцах национальной культуры, живого русского языка.
В честь юбилея хабаровчанам представили новый спектакль для взрослой аудитории - «Сны…». По заявлению творцов и актёров, это очень личные истории, в которых каждый артист получил площадку для высказывания, время, чтобы поделиться мыслями, страхами, мечтами. На первый взгляд звучит довольно сухо: получил площадку, получил время.
В реальности всё было намного глубже и искренней, нежели заявлялось первоначально. Неподдельные переживания актеров, искренность историй, а главное - мастерская игра, увлёкшая зрителя в таинственный мир снов, где каждая деталь пробуждает воспоминания, аллюзии. Всё это сделало просмотр спектакля «Сны...» действительно приятным и в чём-то волшебным путешествием во внутренний мир артистов, исполняющих роли. Да, в этой постановке люди играли наравне с куклами. Причём куклы вели собственный разговор, казалось, они движутся сами, а не по воле актёров. И вместе с людьми рассказывают истории о детстве, о любви, о боли и надежде, о страхе и мечте, они о чём-то важном для всех нас, о том, что нам так близко.
О мастерстве
Жанр маленьких историй довольно сложен, это ювелирная работа, поскольку стоит противоречивая задача: каждая история должна иметь собственный голос, но при этом все они должны звучать в единой гармонии. Но повторюсь, актёры театра кукол справились со своей задачей на «отлично».
- Это ещё и «очень личные истории», а когда речь заходит о чём-то сокровенном, согласитесь, - это очень сближает всех участников разговора. И вот мы уже не чужие друг другу люди, ведь, как выясняется, наши сны очень похожи. Если вдуматься: жизнь человека - это и есть маленькая личная история, и нужно успеть соединить все травинки, капельки, лоскутки и пушинки нашей судьбы в одно главное предназначение, - рассказали в театре.
- Хабаровский театр кукол - это особенный коллектив, у которого есть свой характер, судьба, атмосфера, - говорит художественный руководитель театра Константин Кучикин. - Это живой организм, и, как любой организм, он растёт и развивается. Это происходит до 20 лет. Сегодня это случилось. Театр ступил на порог своей молодости, на порог двадцатилетия. И нам важно было зафиксировать это состояние. Так появился спектакль, который мы назвали «Сны…».
Без возраста
- Если спектакль идёт в театре кукол, это совсем не значит, что он для малышей. Это утверждение уже давно стало частью нашей с вами театральной реальности, ведь театр кукол - это не обязательно сказки. Режиссёры по всему миру достаточно активно ставят взрослые спектакли в театрах кукол, ведь такая форма открывает безграничные возможности, - уверена режиссёр Ольга Подкорытова. - Этот спектакль для публики, которая готова удивляться. Хотя такой зритель - редкость, что и говорить. Чаще можно встретить публику, которая точно знает, чего она ждёт от похода в театр, и даже обижается, если её удивили. Но наш спектакль как раз для тех, кто готов к сюрпризам. Кто готов увидеть в привычных вещах их скрытую суть или обнаружить в себе талант невербально общаться с миром и понимать его, как без слов порой понимают язык зверей и птиц маленькие дети.
Несмотря на то, что «Сны…» родились в детском театре, этот спектакль нельзя назвать абсолютно детским. Вообще определить границы возраста аудитории, для которой он был создан, сложно. По мнению создателей, это спектакль для людей, которые сами себе интересны. Независимо от возраста. Для тех, кто любит и умеет наблюдать за собой и собственным развитием.