«АиФ-Хабаровск» будет знакомить читатель с творениями великих мастеров, хранящихся в фондах ДВХМ. Выставочные залы не бесконечны, увы, поэтому многие полотна давно не «выходили» к зрителю.
Хозяева не вернулись
Лишь в 1921 году, когда вероятность возврата владельцев подобных собраний сошла на нет, когда вышли в свет декреты и постановления, совершенно недвусмысленно определившие политику правительства в отношении «памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц», ящики с картинами были вскрыты и осмотрены.
Чьих кистей будете?
В 1931 году в Дальневосточный художественный музей из Государственного Эрмитажа поступила картина неизвестного художника «Портрет кавалера ордена Золотого Руна».
Однако в 1992 году портрет кавалера побывал в лаборатории научно-технической экспертизы Эрмитажа. И провели химический анализ: изучали пигменты, холст, грунт - было обнаружено отсутствие последнего, что, в свою очередь, говорило об особом почерке художника.
Уже позже научный сотрудник Эрмитажа Людмила Каганэ определила личность изображённого как Хуана Австрийского, незаконнорождённого сына Карла V, императора Священной Римской империи.
Потребовался ещё один анализ - рентгенологический, когда рентгеновские снимки портрета сравнили с эталонными работами Санчеса Коэльо («Портрет принца Дона Карлоса» из Прадо). Оказалось, что технологически картина соответствует испанской школе второй половины XVI века и действительно является портретом Хуана Австрийского кисти Санчеса Коэльо.
Тайны не раскрыты
«Картина в экспозиции не представлена, увы. У нас ограничено выставочное пространство, на сегодня зритель может увидеть только итальянскую, немецкую, нидерландскую и французскую школы. Пока этот шедевр находится в запасниках музея», - объяснила искусствовед Дальневосточного художественного музея Алена Фролова.
Сегодня исследовательская работа по многим шедеврам коллекции Дальневосточного художественного музея помимо портрета «Хуана Австрийского» продолжается. У музейных сотрудников есть цель: проследить путь каждого шедевра от мастерской художника до места экспозиции. И пока рано ставить последнюю точку. Жизнь каждой картины, начатая много веков назад, продолжается, пока живы её тайны, пока они будоражат воображение исследователей.