Примерное время чтения: 4 минуты
397

Судьба шедевра. Жизнь каждой картины продолжается, пока живы её тайны

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. "АиФ-Дальинформ" 12/09/2018
На сегодня зритель может увидеть только итальянскую, немецкую, нидерландскую и французскую школы.
На сегодня зритель может увидеть только итальянскую, немецкую, нидерландскую и французскую школы. / Ольга Аполлонова / АиФ

«АиФ-Хабаровск» будет знакомить читатель с творениями великих мастеров, хранящихся в фондах ДВХМ. Выставочные залы не бесконечны, увы, поэтому многие полотна давно не «выходили» к зрителю.

Хозяева не вернулись

Представим себе Москву далёкого 1918 года. Всё зыбко, неясно, тревожно. Кто-то уже навсегда покинул пределы Отечества, кто-то ещё в раздумьях. Некий господин Фейтельберг Г. М. оставляет Румянцевскому музею на хранение ящик с 13 картинами. Заметьте, не дарит, а оставляет «на хранение», видимо, надеясь вернуться. Фейтельберг далеко не единственный человек, поступивший таким образом. В архивах нынешнего Государственного Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, в основу которого влился в числе других и Румянцевский музей, хранится целая книга «для записей художественных произведений из частных собраний, переданных на хранение Московскому Румянцевскому музею в 1917-1919 гг.».

Лишь в 1921 году, когда вероятность возврата владельцев подобных собраний сошла на нет, когда вышли в свет декреты и постановления, совершенно недвусмысленно определившие политику правительства в отношении «памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц», ящики с картинами были вскрыты и осмотрены.

Чьих кистей будете?

В 1931 году в Дальневосточный художественный музей из Государственного Эрмитажа поступила картина неизвестного художника «Портрет кавалера ордена Золотого Руна».

Фото: Дальневосточный художественный музей

Однако в 1992 году портрет кавалера побывал в лаборатории научно-технической экспертизы Эрмитажа. И провели химический анализ: изучали пигменты, холст, грунт - было обнаружено отсутствие последнего, что, в свою очередь, говорило об особом почерке художника.

Уже позже научный сотрудник Эрмитажа Людмила Каганэ определила личность изображённого как Хуана Австрийского, незаконнорождённого сына Карла V, императора Священной Римской империи.

Потребовался ещё один анализ - рентгенологический, когда рентгеновские снимки портрета сравнили с эталонными работами Санчеса Коэльо («Портрет принца Дона Карлоса» из Прадо). Оказалось, что технологически картина соответствует испанской школе второй половины XVI века и действительно является портретом Хуана Австрийского кисти Санчеса Коэльо.

Тайны не раскрыты

«Картина в экспозиции не представлена, увы. У нас ограничено выставочное пространство, на сегодня зритель может увидеть только итальянскую, немецкую, нидерландскую и французскую школы. Пока этот шедевр находится в запасниках музея», - объяснила искусствовед Дальневосточного художественного музея Алена Фролова.

Сегодня исследовательская работа по многим шедеврам коллекции Дальневосточного художественного музея помимо портрета «Хуана Австрийского» продолжается. У музейных сотрудников есть цель: проследить путь каждого шедевра от мастерской художника до места экспозиции. И пока рано ставить последнюю точку. Жизнь каждой картины, начатая много веков назад, продолжается, пока живы её тайны, пока они будоражат воображение исследователей.

Кстати
Хуан Австрийский - незаконный сын Карла V и Барбары Бломберг, дочери Регенсбургского бургомистра. Непризнанный отцом, был воспитан в Испании, вдали от света. Карл V признал дона Хуана своим сыном только в завещании, и Филипп II, благоговевший перед отцом, призвал юного принца ко двору. В 1568 году дон Хуан был назначен начальником эскадры, которая была снаряжена для наказания морских разбойников, опустошавших берега Средиземного моря. Он блестяще выполнил свою задачу, победив корсаров в ряде битв. Всю свою жизнь дон Хуан проявлял склонность к военной карьере. В 1576 году дон Хуан был отправлен наместником в Нидерланды. После неудачных попыток начать военные действия против Англии, покинутый королём, в горьком сознании неудавшейся жизни и полного разгрома всех желаний, он поддался заразной болезни, свирепствовавшей среди его войска, и умер, прожив всего 32 года.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах