Апрель для творческой бригады «Дальневосточной киностудии» (не путать с кинохроникой) оказался богат на приятные встречи, знакомства и победы.
Живой разговор
Тот, кто считает, что дальневосточное документальное кино кануло в Лету – ошибается. Просто хабаровчане перешли в другой формат, который не продвигается в массы краевой столицы. Фильмы сейчас всё больше финансирует Министерство культуры России, поэтому кино от дальневосточников поступает в основном на кинофестивали в центре страны. И вот в апреле в очередной раз кинематографисты «Дальневосточной киностудии» отметились на столичных показах.
Приятной во всех отношениях стала для хабаровчан творческая встреча в Центральном Государственном музее современной истории России. Там прошёл очередной «Киночетверг» Английского клуба. Поясню: музей современной истории России размещается в старинной усадьбе на улице Тверской, 21. Усадьба некогда принадлежала М.М. Хераскову, пока её не приобрел Лев Разумовский. После смерти хозяина, его вдова, Мария Разумовская, передала усадьбу своему родному брату - князю Николаю Вяземскому, который, в свою очередь, переуступил владения Английскому клубу, переехавшему сюда в 1831 году из дома семьи Гагариных, расположенного на Страстном бульваре.
Английский клуб представлял тогда некое джентльменское собрание элиты Москвы. Аристократы собирались здесь для игры в карты, побаловать себя роскошными обедами и подискутировать на политические темы. Девизом клуба был лозунг «Concordia et laetitia» («Согласие и Веселье»).
Современный московский Английский клуб продолжает традиции его основателей. Это живой организм, который развивается, поскольку люди приносят в него новые идеи. Для любителей документального кино созданы «Киночетверги».
- Здесь почти каждый четверг проходят встречи с документальным кино, связанным с историей России, - уточнил Альберт Самойлов, оператор, режиссёр хабаровской «Дальневосточной киностудии». - Тема встречи была «Тихоокеанская Россия на рубеже веков», в рамках которой показали фильмы наших авторов «Неизвестный Арсеньев» Владимира Василиненко и «Крепость на Тихом океане» Анны Самойловой. Нам, конечно, непривычно выступать перед московской публикой. Мы боялись: мало ли кто там будет, как нас встретят, что будем говорить? А оказалось очень душевно и по-домашнему. О нас подробно, словно очень близкий друг, рассказала Наталья Мещерякова, руководитель продюсерского центра «Поддержка хороших идей», а после показа лент слово взяли мы – я и Анна.
Совпадения событий
В этот день, 14 апреля, во Владивостоке тоже планировали показать «Крепость на Тихом океане» - протянуть невидимую нить между двумя городами. Однако вмешалась пресловутая «техническая причина» и показ перенесли. Знаменательно, что после создания фильма, в приморском городе, где в забытьи остались бастионы времён его обороны в 1904-1905 гг., решено внести посещение крепости в туристическую программу.
Долгой беседа была между москвичами и хабаровчанами в этот «Киночетверг». Столичная интеллигенция интересовалась биографией Арсеньева, судьбой его жён.
В процессе вскрылось ещё одно совпадение событий и дат. Оказалось, что подводную лодку «Сом», о которой говорилось в документальной ленте Самойлова, и которую нашли у восточного побережья Швеции в прошлом году, как раз в этот день должны были поднять на сушу.
Встреча «Английского клуба» затянулась, выйдя за рамки регламента (2 часа), продолжившись уже в фойе и на улице. Не отпускали дальневосточных гостей даже после закрытия музея, продолжая расспрашивать уже о жизни.
- В 21 час нас, то есть всех участников встречи, попросили забрать из гардероба вещи, но беседа продолжилась и здесь, потому, что никто не хотел расходиться, - продолжил Альберт Самойлов. - Через полчаса всех попросили на улицу - музей закончил работу. Мы вышли во внутренний дворик усадьбы и отвечали на вопросы уже там, но нас и оттуда попросили. Было ощущение, что москвичам не хватает общения даже друг с другом, не говоря уже о заезжих авторах кинолент.
Компания разделилась на три беседующих кучки, и хабаровские кинематографисты переходили от одной к другой. Молодёжь интересовалась, как стать кинематографистом, можно ли добраться до Хабаровска автостопом, проявляли интерес к знаковым местам и «чудесам» края. Бывшие дальневосточники спрашивали о новостях. Потом пошёл дождь, и тусовка переместилась в метро. По ощущениям наших земляков, к одиннадцати часам ночи все друг другу стали добрыми друзьями.
Встреча с авторами в Москве состоялась лишь потому, что чета Самойловых была в столице проездом, спешила в Питер, на Всероссийский экологический кинофестиваль «Меридиан надежды», в котором участвовали три дальневосточных фильма. Посещать запад страны дальневосточникам обычно не по карману. Команда участников экологического фестиваля этого года, по мнению Альберта Самойлова, была очень сильная, и попасть в конкурс - это очень почётная заслуга.
А после возращения в Хабаровск наши документалисты узнали, что стали лауреатами Международного фестиваля «Море зовёт – 2016» с фильмом «Экспедиция на край земли».
Почему творчество киномастеров нашего края отмечают мастера экрана за пределами региона, и никак не реагируют на него власти на местах? Остаётся только пожимать плечами и надеяться на лучшее будущее, особенно в Год кино.
Справка
Фильм «Неизвестный Арсеньев» рассказывает о жизни путешественника, этнографа и писателя Владимира Арсеньева, о его удивительной дружбе с охотником-проводником, коренным жителем Уссурийского края Дерсу Узала, про которую Арсеньев написал свою знаменитую книгу. А также о художественном фильме, снятом по книге Арсеньева японским мастером кино Акирой Куросава и получившем «Оскар» в 1975 году. «Крепость на Тихом океане» - это уникальное путешествие по бастионам Владивостока времён его обороны в 1904-1905 гг., о героических и трагических событиях этого времени.