Друг человека
Однако есть две детали, которые появляются в большинстве работ: солнечность и собаки. И если первое — это главная идея выставки, показать, что Хабаровск одарен солнечным светом, как отмечают гости города, больше других мест в России. То второе для всех останется загадкой. Но именно этот едва заметный персонаж нескольких картин выставки делает их наиболее тёплыми и живыми.
Родные пейзажи
Картиной, встречающей посетителей, стала работа «Вид города Хабаровска», написанная в 1916 году русским живописцем Петром Львовым. По словам организаторов выставки, эта картина — одно из самых ранних изображений города. Глядя на неё замечаешь отсутствие привычных глазу архитектурных строений современного Хабаровска, однако, изображенный пейзаж, в том числе гряда Сихотэ-Алинского хребта и левый берег Амура, помогают увидеть что-то родное.
«Это то, что навсегда с нами и что выделяет классический пейзаж Хабаровска», — сказала заведующая сектором современного искусства ДВХМ Марина Константинова.
Среди работ, представленных на выставке, есть произведения, как дальневосточных художников, так и знаменитых российских творцов, которые по той или иной причине в разные периоды были гостями Хабаровска.
Человек красит место
«А это где?» — именно этот вопрос, по словам работников музея, постоянно звучит от посетителей выставки, когда они видят старый Хабаровск. Городские пруды, привокзальная площадь, набережная, стадион имени Ленина и многие другие объекты города с годами трансформировались настолько, что увидев первозданный вид, не сразу получается их узнать.
Например, на картине Алексея Шишкина «Стадион им. Ленина» изображён панорамный вид с лестницы, ведущей на стадион. В момент написания картины деревья были ещё совсем маленькими, поэтому с ракурса, выбранного художником, открывается неизвестный многим молодым людям вид на территорию всего стадиона. А выполненная в технике цветной линогравюры картина Александра Гурикова «Набережная Амура» даёт свободный простор для воображения.
Но не на всех картинах и рисунках объектами внимания стали главные достопримечательности или центральные улицы города.
Например, основной темой работ хабаровского художника Евгения Базилевича стал исчезающий Хабаровск. Городской пейзаж с деревянными домами также можно увидеть на картинах и рисунках Василия Беляева, Петра Львова, Владимира Борисова и Алексея Шишкина.
А в работах Александра Лепетухина можно встретить пейзажи индустриального района Хабаровска, в частности остановки «Заводская», где долгое время жил художник.