Игорь Любачевский: «Любой подарок важен! Кроме носков…»

Михаил Федорченко / АиФ

В преддверии Дня защитника Отечества женскую половину лихорадит. Что подарить возлюбленному, мужу, родственникам? О, замечательный, настоящий мужской набор – фляжка и стопочки! Стоп, а вдруг обидится, скажет, что я его алкашом считаю?

   
   

Почему цветы считаются исключительно «женским» подарком, а бутылка хорошего коньяка – «мужским»? Что вообще скрывается за определением «мужественность»? Как оставаться мужчиной в обществе, где теряется разделение на «мужское» и «женское»? Об этом «АиФ-Дальинформ» беседует с Игорем Любачевским, клиническим психологом краевого Центра психотерапии.

Живучие стереотипы

Михаил Федорченко, hab.aif.ru: Игорь Анатольевич, когда речь заходит о подарках на День защитника Отечества, сразу вспоминается куча анекдотов про носки и гель для бритья.

Игорь Любачевский Фото: АиФ/ Юлия Терентьева

Игорь Любачевский:  Этот стереотип уже стал комиксом для миллионов пользователей социальных сетей. Он кочует по поколениям наравне со стереотипом про женские подарки. Такова уж их суть, они придуманы в культуре для того чтобы упрощать взгляды друг на друга или на явления, они предлагают простое объяснение сложных вещей, на которое не нужно тратить много времени.

Стереотипы появляются как защитная реакция. Таким образом мы экономим силы на обдумывание, изучение конкретного явления или новой личности. Зачем, когда можно всё упростить? Чем сложнее тема, тем живучей стереотип. Такое случалось много раз, на примере чукчей, блондинки, русских, евреев, американцев, а также, конечно, маскулинизации или феминизации вещей.

- О последнем давайте подробнее. Почему вообще мы вещи разделяем по половой принадлежности?

- Это связано с неутихающими спорами вокруг этих двух тем, что считать маскулинным, а что фемининным в поведении пола. В другие времена всё было более чем понятно - мужчины ходили на охоту, женщины вели хозяйство. Но последнее столетие мир буквально захлестнул кризис маскулинности. Сменились роли, женщина стала более активна, семьи стали меньше и самое главное, сменились приоритеты – уже не нужно ходить на охоту или вручную выполнять тяжёлую работу в поле. На работе, да и в отношениях, женщины и мужчины, хоть и не полностью, но сравнялись. Для нашей страны кризис маскулинности стал более выраженным. Несколько войн, распад страны, разрушение института отцов буквально выбили мужчин на периферию жизни. То и дело последние десятилетия появляются язвительные утверждения «что мужик нынче измельчал», «мужики перевелись» и т.д. Мужчины и мальчики были долгое время растеряны, а та связь, которая бы помогла им поддержать друг друга, утрачена в годы неполных семей.

   
   
Подарки к 23 февраля Фото: АиФ/ Михаил Федорченко

Застрявшие в «Домострое»

- То есть приверженность исключительно «мужским» вещам это, своего рода защитная реакция? Так же, как и подчёркнутая «женственность» в одежде, аксессуарах?

- Примерно так. В нашей стране появилось несколько крайних форм маскулинизации мужчин, как возможности поддержать свою мужественность. Мачизм, когда вычурно и крикливо мужчины пытались показать и одновременно опереться на исключительно «мужское» поведение, одежду, аксессуары, отношения с женщинами. Это породило множество агрессии в отношениях, появление объективизации женщин, нарочито грубые мужские поступки, абсолютно не позволяющие адаптироваться к жизни. Самым простым примером является пикап-движение, которое лишь продолжило невротизацию и еще никому не помогло устроить гармоничную семейную жизнь.

Подарки к 23 февраля Фото: АиФ/ Михаил Федорченко

Вторая форма – это криминализация мужественности, самый разгар которой наступил в 80-90 годы прошлого века. Тогда мужественность определялась причастностью к криминальному языку, поведению, стилю и аксессуарам, все мы хорошо помним, например, малиновый пиджак. Эта форма остаётся и по сей день, изменившись лишь отчасти и став более законной, но посыл тот же – деньги и власть.

- Знаю людей, которые говорят: вот правильно всё-таки в «Домострое» написано! В те времена и семьи были крепче.

- Это выражение третьей формы – ностальгии. Мужчины тоскуют по былым временам, когда они были «кормильцами», «надеждой и опорой», когда статус женщины в обществе был низким. Эта форма выражается в пассивном или активном непринятии реальности и тех изменений, которые происходят с мужчиной и его ролью в современном обществе. Тут и консерватизм, и отвержение феминизма как философии, и возврат к домостроевским установкам. Как будто отвержение позиций и поведения женщины сделает мужчину мужчиной! Все эти формы до сих пор существуют в нашей культуре и разбираясь в поведении, мы может увидеть, где мужчина застрял.

Ищите внутри себя

- Неужели нет нормального сценария, без перекосов в ту или иную сторону?

- Есть. Это поиск мужественности, одна из самых адаптивных форм в данное время, поскольку она определяется совершенно новым взглядом самих мужчин, они перестали искать внешнюю форму для того чтобы наполнить себя маскулинности, они сосредоточились на внутреннем поиске, узнавании себя. Благодаря этому появились удивительные вещи – осознанное отцовство, где мужчина рядом с ребенком и женой с самого рождения, восстановление символических обрядов инициации через отцовство, мужскую дружбу, мужские игры, мужское сообщество, тех самых социальных институтов, где мужчина становился мужчиной. На этом пути мужчина исследователь, а не потребитель, он ищет себя, не опираясь лишь на стереотипы. Самый главный посыл этого времени – мужественность внутри, а не снаружи и никто не может мне ее отдать, пока я сам ее не осознаю и приму в себе.

Подарки к 23 февраля Фото: АиФ/ Михаил Федорченко

Заметьте, так называемые мужские и женские вещи очень иронично описывают те стереотипы, которые существуют в наших умах. В этом описании гель и носки – очень маленький и мелочный образ (пусть не обижаются мужчины) большого мальчика. В этом видится растерянность и одновременно снисходительность женщин: а что вообще дарить ему? Что я знаю о нем, как о мужчине, как человеке? И что вообще дарить на мужской праздник, да к тому же с военизированным подтекстом? Я думаю, схожие мысли беспокоят и нас, когда мы осознаем, что не знаем женщину. Ведь «восьмимартовский набор» почти тот же – цветы и конфеты.

Поэтому хочется сказать: уважаемые мужчины, любой подарок, сделанный вашей любимой и любящей женщиной, важен для вас обоих. Но, пожалуйста, милые женщины, только не гель и носки!

Смотрите также: