В Хабаровске несколько дней с рабочей поездкой находился Виктор ОЗЕРОВ - сенатор от Хабаровского края, председатель комитета Совета Федерации по безопасности и обороне. Впрочем, он побывал не только в краевом центре, но и в Комсомольске-на-Амуре и везде посетил предприятия «оборонки». Журналисту «АиФ-Дальинформ» удалось задать Виктору Озерову несколько вопросов.
Вооружим до зубов?
- Виктор Алексеевич, начнём с предприятий ОПК, которые находятся в Хабаровском крае. Каково сейчас там положение дел, будут ли в дальнейшем эти заводы получать заказы?
- Вообще экономика Хабаровского края весьма крепко завязана на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Я, когда ездил по районам края, спрашивал: сколько у вас собственного дохода? Оказывается, не больше 30%. Остальное – то, что идёт из бюджета края. А он пополняется, прежде всего, от предприятий ОПК.
- Но чтобы они стабильно работали, нужны заказы, и лучше не на один год, а на несколько лет вперёд.
- Ну, например, на хабаровском судостроительном заводе с 2016 года вновь начнут делать военные корабли на воздушной подушке типа «Мурена». По крайней мере, это уже заложено в долгосрочную программу по закупке вооружений. Тем более, к этим судам есть интерес за рубежом. Я недавно встречался с военными атташе, в том числе южнокорейским. Я ему напомнил про «Мурены», он тут же оживился – да, они нам и сейчас нужны!
Мы хотели возобновить их производство уже со следующего года, но возможности Министерства обороны, я имею в виду финансовые, пока этого не позволяют. Но вообще этот вопрос решается, в том числе и поставках таких кораблей в Южную Корею.
- Если не ошибаюсь, у комсомольских предприятий ситуация получше, нежели у хабаровских.
- Да, те же авиастроители Комсомольска-на-Амуре обеспечены заказами как минимум до 2020 года – как военными, так и гражданскими. Что касается корабелов города Юности, там удалось добиться определённых успехов, прежде всего, благодаря поддержке краевых властей. Теперь перед комсомольскими судостроителями стоит задача вовремя сдать первый и второй «Корветы». И сделать это качественно. Их стоимость – 13 миллиардов рублей каждый, Министерство обороны и Минпромторг согласовали эти траты. Главная проблема предприятия – не очень хорошее техническое оснащение. Но один такой корабль в год завод может выдавать, это для него хорошая загрузка. Конечно, там должны думать и о том, чтобы получать и гражданские заказы.
Бывших военных не бывает
- Ещё одна тема, которую хотелось бы затронуть – социальная поддержка военных пенсионеров. В последнее время в этой сфере происходят положительные изменения. Если можно, расскажите о них подробнее, ведь Вы тоже плотно занимаетесь этим вопросом.
- Я и сам военный пенсионер, поэтому не понаслышке знаком с ситуацией. Да, до последнего времени военные в отставке были, мягко говоря, не в очень хорошем положении. Многим из них приходилось что-то доплачивать из краевого бюджета, чтобы их пенсия дотягивала до прожиточного минимума. Сейчас эта сумма составляет минимум 17-20 тысяч рублей, это зависит от выслуги лет и воинского звания. Кстати, каждый год эта сумма вырастает на 2%.
- А эти суммы как-то разнятся по регионам страны? Те же дальневосточники получают какую-то надбавку?
- Разница есть не только в суммах выплат, но и в других льготах. И, кстати, не всегда тут всё справедливо. Например, если я служу в Хабаровском крае, а моя мама живёт в Калининграде, я могу к ней слетать за счёт Минобороны, а если наоборот, я служу в Калининграде, то я должен лететь в Хабаровск уже за свои деньги. Всё-таки, я считают, здесь надо для всех сделать равные условия.
Но, по крайней мере, дальневосточные военные могут раз в год бесплатно съездить в отпуск на запад России, в тот же Крым, например. Кроме того, все военные, которые служат на Дальнем Востоке, получают надбавку к денежному довольствию – применяется коэффициент 1,6. Также с пенсиями.
Вообще в последнее время выросли и оклады тех контрактников, и теперь мы их не набираем, а отбираем – чувствуете разницу? Вырос и конкурс в военные училища. Да, возможно, на престиж военной службы как-то могут повлиять разные ЧП, в том числе и те, которые были зимой в частях в Князе-Волконском.
Надо понимать, что армия – не балет, хотя даже в балете люди ноги ломают. На службе риск выше, кстати, именно поэтому сейчас за, не дай Бог, гибель солдата его семья получит 3 миллиона рублей. Причём независимо от того, кто это – рядовой или полковник.
P.S. Последняя «Мурена» была отправлена из Хабаровска в Республику Корея в ноябре 2005 года. Правда, в то время эти суда отправлялись туда в счёт оплаты долга Сеулу. Впрочем, и сейчас хабаровские корабелы не сидят без работы. Они строят пассажирские катера на воздушной подушке по заказу правительства Хабаровского края, а также катера для погранслужбы ФСБ. Появятся военные заказы, будет, уверен сенатор, хорошо всем - и работникам предприятий, и краю.
Смотрите также:
- От Первомая до Первомая: что сделано для трудящихся в Хабаровском крае? →
- Десять песчаных фигур появятся в центре Хабаровска →
- Хабаровские корабелы снова будут строить «Мурены» →