Хабаровских мальчишек и девчонок уже лет десять премудростям восточных единоборств обучает спортсмен из Приморья Иван Ахмолин. С ним и побеседовал корр. «АиФ-Хабаровск».
Скорость и красота
Известно, что карате долгое время не хотели включать в программу Олимпийских игр. Одним из препятствий на пути к статусу олимпийского вида спорта являлся высокий травматизм спортсменов. Кроме того, включению в олимпийскую программу мешало наличие огромного количества стилей и федераций карате, не стремящихся к какой-либо спортивной унификации, необходимой для становления олимпийским видом спорта.
«От традиционного карате его и отличает спортивная составляющая - развитие скоростных и силовых качеств спортсмена, - вносит ясность Иван Владимирович. - Мы уходим от основного атрибута классического карате - жёсткости, когда для победы хватает одного разящего удара. Стиль спортивного карате - скорость и красота».
Лидеры в спортивном карате - Приморский край и Сахалинская область. Например, у тренера Ахмолина в Уссурийске почти 600 учеников, а на Сахалине у каратистов вообще свой спортивный комплекс. Хабаровск пока развивается за счёт небольших групп ребятишек и подростков - в двух залах у Ивана занимается пока около 50 человек.
Капу - и вперёд
Ивана Ахмолина на секцию карате-сётокан ещё в третьем классе привёл отец. Спорт сразу стал целью и смыслом жизни, уберёг от плохих поступков.
Сегодня у него чёрный пояс, второй дан. Он трижды серебряный призёр России с 2003 по 2005 годы, призёр открытого первенства мира. А ещё в его багаже не менее ценный фундамент - два высших образования, по физической культуре и спорту и юридическое. Первое он применяет в работе с детьми, второе - на официальной работе в службе судебных приставов.
В спортивном карате приёмы и удары - всё те же, что и в традиционном. Но главная особенность, и это важно: у детей полностью запрещён контакт. Тем не менее, на тренировках и соревнованиях спортсмены выступают в защитной экипировке - футах, перчатках, жилетах, с капой во рту. Шлем - не обязательно.
«Вместо удара - лёгкое касание, даже в спаррингах, - объясняет Иван Ахмолин. - На первое место выходит техника, меняется тактика ведения боя, потому что скорость увеличивается, появляется возможность наносить связки ударов и проводить сложные приёмы. Бросковая техника разрешена, только не выше пояса - передние, задние подножки. А вот двумя руками захватывать ноги нельзя - это чревато травмой».
Отсутствие контакта, кстати, - прекрасный стимул для вовлечения в этот вид спорта представительниц слабого пола: нет синяков и шишек. И девушки у Ахмолина не только тренируются, но и успешно занимаются: сёстры Ева и Лиза Штефанчук, к слову, чемпионки ДФО.
Мальчишки, такие как талантливый Стас Рубцов, тоже не отстают. А с соревнований рангом ниже региональных воспитанники Ивана Владимировича неизменно привозят россыпь медалей.
Кстати, чтобы спортсмены всё-таки не привыкали к тому, что их никогда не бьют, они периодически выступают в соревнованиях по классическому, спортивному и всестилевому карате. Универсализм техники позволяет некоторым заниматься даже боксом, кик-боксингом и армейским рукопашным боем.
А вот применять свои умения на улице - не лучший выход. Сам Ахмолин убеждён, что самая хорошая драка - та, которая не состоялась. Кумите - лучший выход для негативной энергии. Хочешь силу показать - бери перчатки, надевай капу - и вперёд!
На шпагат - за пять лет
С малышами тренировочный процесс выстроен просто: общефизическая, скоростно-силовая и техническая подготовка. Обязательное условие - игровые моменты для психологической разгрузки ребёнка.
«Какой характер нужен, чтобы чего-то добиться? - задумывается Игорь Владимирович. - Трудолюбие и любовь к карате. Но рано или поздно наступает момент, когда ребёнок не хочет идти на тренировку. Поэтому результат зависит от работы родителей, тренера и, конечно, самого ученика. Главное - понимать, что этот результат не придёт через месяц по волшебству. Например, чтобы всего лишь посадить ребёнка на шпагат при индивидуальном подходе требуется в среднем пять лет».
Одному развивать новое направление невозможно. Помогает наставнику его тёзка - Иван Колмыков. Это пример того, как, придя в карате в 18 лет, что, несомненно, поздно по спортивным меркам, добиться за десять лет определённых результатов. И на следующий год он, возможно, не только будет аттестоваться на чёрный пояс, но и получит возможность самостоятельно тренировать детей в своём зале.
Стать взрослым
Секция карате - это не только место, где ребёнка учат ударам и приёмам самообороны. Почти ежемесячно Иван Ахмолин выезжает с учениками на соревнования в другие города, а летом организует для них спортивный лагерь на берегу Японского моря.
«Я учу ребят, как вести себя в обществе в отрыве от родителей - в поезде, в спортзале, в кино, - считает тренер. - Это социальный момент вступления во взрослую жизнь. Чтобы ребёнок знал, как постелить бельё в купе, куда положить вещи, телефон - некоторые дети, да и подростки, оказывается, не знают таких простых вещей. Знаю по себе: сейчас ребятишки просто залюблены родителями. И, попадая в другие рамки, некоторые плачут. Но со временем, конечно, привыкают. Как привыкают и к отсутствию в спортивных лагерях гаджетов - это компенсируется живым общением, подвижными играми и тренировками на свежем морском воздухе. Дети раскрываются, и дома, бывает, родители их не узнают».
У Ивана Владимировича две заветные мечты в жизни: естественно, воспитать олимпийского чемпиона. И создать свою спортивную школу.
Первый шаг на пути к этим целям - аккредитация спортивного карате в Хабаровском крае, что даст возможность не только присваивать детям спортивные разряды, но и выигрывать гранты для некоммерческих организаций. Это шанс для участия в соревнованиях высокого уровня для большего числа спортсменов, это серьёзные победы и престижные кубки, новые ученики и сильные тренеры. Одним словом, развитие.