Нередко проведение спасательной операции в сложных условиях просто невозможно без использования тяжелой техники. Назвать работу с ней легкой и неопасной язык не повернется. А специалисты, которые обучены ею управлять, — настоящее «золото» коллектива.
О том, как работать с мощными машинами, рассказал сотрудник Амурского спасательного центра МЧС России Дмитрий Чебанов. За ним закреплены два трала и самосвал. А за его плечами 30 лет службы Родине и множество чрезвычайных ситуаций.
Из трактористов в спасатели
До призыва в армию Дмитрий Чебанов работал в совхозе трактористом. После окончания срочной службы в 90‑е годы возвращаться на работу молодому человеку было некуда — сельскохозяйственное предприятие развалилось. Поэтому специалист с четырьмя категориями водительских прав поступил на службу в войска гражданской обороны по контракту.
Сначала в воинской части на ЗИЛе возил продукты на продовольственный склад. Затем пересел на бензовоз, а после и вовсе назначили начальником склада ГСМ. За 30 лет службы Дмитрий Александрович сменил много должностей, побывал на ликвидации множества чрезвычайных ситуаций, но свои самые первые выезды в зону ЧС помнит как сегодня.
— Когда я только пришел сюда на службу, нас вывозили на пожары в поселок Эльбан. С ранцевым огнетушителем мы в сопки поднимались и долго не могли потушить пожар, — рассказывает наш герой. — Там даже был верховой пожар, по елкам шел. И вот что мне запомнилось: мы его очень быстро потушили, когда сделали минерализованную полосу через сопку и пустили встречный пал. Это был единственный раз, когда в своей практике мы применяли встречный пал, он оказался очень действенным в тех условиях, когда долго не удавалось победить огонь.
Признается, что полюбил профессию спасателя именно из-за командировок в зону ЧС, потому что там можно помогать пострадавшим. Считает, что это настоящая мужская работа.
— Было много различных ЧС, например ликвидировали последствия наводнения в Приморском крае и Амурской области. Во время начала крупномасштабного наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году нас отправили в Ивановку, в Приамурье. Мы наблюдали за тем, как утром вода начала очень стремительно прибывать. Я на трале доставил туда погрузчик и бульдозер для отсыпки затопленной дороги, чтобы восстановить сообщение с населенным пунктом, — вспоминает Дмитрий Александрович. — Также развозили сено для животных, чтобы можно было кормить скот. Участвовал в ликвидации последствий мощного тайфуна на Сахалине. Там повалило много деревьев.
Формула для трала
Особый вид спецтехники, который широко применяется для транспортировки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, — это трал. Работа водителем трала считается одной из наиболее тяжелых и трудных профессий в автотранспортной сфере. Этот специалист должен уметь правильно учитывать вес груза и распределение нагрузки на оси для предотвращения его опрокидывания или неустойчивости.
Груз может иметь огромные габариты и весить несколько тонн. Поэтому водитель трала должен быть аккуратным и следовать строгим правилам погрузки и разгрузки. Наш герой справляется с этой работой отлично.
Стоит отметить, что нередко спасателям, следующим в зону ЧС, приходится добираться по бездорожью. Земля, грунт, скальник и другие неровности усложняют контроль над автомобилем. В таких условиях требуются особое внимание и профессионализм водителя, чтобы предотвратить возможные аварии или повреждение перевозимой техники.
Особенно запомнился Дмитрию Александровичу случай, который произошел зимой 2015 года. Тогда на федеральной трассе образовалась большая пробка из фур — дорога обледенела и большегрузные автомобили не могли подняться в гору, отсыпка песком результата не принесла.
Спасатели отправились на помощь. Погрузили на трал инженерную машину разграждения. Дмитрию Чебанову предстояло доставить этот инженерный танк к пробке из фур для дальнейшего растаскивания автомобильного затора. Справиться с пробкой удалось за несколько часов.
Чебанов признается, что тогда очень сильно волновался. Потому что в случае любого дорожного происшествия с тяжелым грузом на борту возникает высокий риск для водителя и окружающих. Тягач имеет большой размер и большую массу, что делает аварии более серьезными и тяжелыми. Это происшествие на трассе Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре зимой стало отличным опытом для водителя.
Впрочем, были у Дмитрия Александровича ситуации, когда везти тяжелую технику приходилось на очень большие расстояния. В Забайкальском крае бушевали природные пожары, туда из Хабаровска направили аэромобильную группировку спасательного центра. Чебанову предстояло на трале пройти около двух тысяч километров пути и доставить для подвоза воды огнеборцам авторазливочные станции. И с этой задачей он тоже справился успешно.
Верность родине и душе
Дмитрий Чебанов всю жизнь служит в подразделении МЧС, куда пришел еще молодым парнем. Он не гонится за высокой оплатой труда, которую предлагают таким профессионалам на гражданке, а верно служит своей Отчизне в спасательном центре, где может спасти и поддержать людей, попавших в беду.
Эта верность любимому делу, своей Родине и своему народу говорит о многом.
И очень часто он слышит от обычных жителей, которым протянул руку помощи в зоне ЧС, очень дорогие и ценные для него три слова: «Спасибо за помощь». Их значение в полной мере способен понять и оценить только тот, у кого доброе сердце и живая душа.