Мы поговорили с министром образования и науки Хабаровского края Аллой Кузнецовой, чтобы из первых рук получить ответы на самые актуальные вопросы.
Что едим?
Ксения Туртыгина, «АиФ-Хабаровск»: Алла Геннадьевна, сфера образования, пожалуй, одна из самых обсуждаемых, ведь касается практически каждого. И одна из горячих тем этого сезона - питание в школах.
Алла Кузнецова: Это не только у нас, это общий тренд по стране. Сейчас много внимания уделяется здоровью подрастающего поколения. Так, в Хабаровском крае с прошлого года вместе с минздравом мы реализовываем проект «Здоровье школьников», а питание - один из базовых факторов здорового образа жизни. В этом году тема обострилась из-за финансовых моментов, нам нужно навести порядок с выделением компенсации так называемым бесплатникам. На самом деле такого понятия нет, существует понятие «льготное питание». Родители, напомню, не освобождаются от необходимости кормить детей дома. И школьный завтрак - это второй «перекус», первый должен быть дома, перед выходом. Калорийность питания в школе рассчитана с учётом всего дневного рациона ребёнка, включая завтрак и ужин дома.
Если говорить о нормах питания, то Хабаровский край идёт в общем тренде. Роспотребнадзор вернулся к пересмотру норм питания по калорийности, пищевой ценности, витаминному составу. Сейчас актуализируют меню с учётом новейших рекомендаций в диетологии. Когда мы приведём в порядок нормативную базу по финансированию, будем пересматривать меню, ориентируясь на рекомендации Роспотребнадзора.
Конечно, ещё есть вопросы: по оборудованию школьных столовых, по качеству продуктов и добросовестности поставщиков. С последним мы успешно боремся, выявляем фальсифицированную продукцию, в прошлом году было несколько таких случаев. Поставщики включены в реестр недобросовестных и лишены права участия в закупках.
Нужно покупать продукты у местного производителя, активнее развивать сотрудничество с фермерами. Этим мы убиваем несколько зайцев. Во-первых, местный продукт дешевле привозного, во-вторых, свежее, в-третьих, это возможность поддержать экономику края. Словом, здесь большой, сложный комплекс вопросов, которые мы решаем под личным контролем губернатора.
Семейный проект
- Ещё одна актуальная, каждый год вызывающая всплеск эмоций тема - запись в первые классы. Меня это как-то миновало: пришла в августе в школу, записала ребёнка без очередей и проблем. Почему возникает ажиотаж? Как я понимаю, это вспышки вокруг т. н. престижных гимназий и лицеев.
- Отчасти. Школы сегодня имеют право повышать свой статус. Вопрос, конечно, в качестве деятельности. Ряд школ наработали себе репутацию - достижениями педагогов, успехами учеников и выпускников. Здорово, что в сознании современного родителя очень высока ценность образования. Они понимают образование ребёнка как семейный проект и стараются выбрать для него «топовую» школу. Мы всё время говорим, что увеличение числа таких школ - это один из результатов системного развития образования. Хотя, если смотреть на ситуацию в целом, то «топовые» школы и школы-«аутсайдеры» не находятся на разных полюсах. Разрыв между ними не слишком большой.
Кстати, у нас есть краевой проект, который мы начали делать первыми в России. Мы его назвали «Школы, которым трудно». Сейчас это федеральный проект «Эффективная школа». Каждый год по итогам ЕГЭ и различных аттестаций мы выбираем в рейтинге нижние 10% учебных заведений и берём их в оборот. Повышаем квалификацию учителей, работаем с детьми, приглашаем коучей и так далее. И результат есть. Мы снижаем разницу результатов между лидерами и нижними строчками.
- То есть разрыв идёт, говоря спортивным языком, на секунды?
- Пока не секунды, но уже и не часы. Заметьте, мы эти десять процентов берём не в целом по краю, а по каждой территории: городу или селу. И везде разрыв свой, но мы его упорно сокращаем. Это видно по результатам ГИА и ЕГЭ. Оговорюсь, что показатель стобалльников и медалистов в этом рейтинге не особо важен - мы смотрим срединный пласт, так называемый медианный показатель. И радует, что показатели растут. В этом плане мы были и остаёмся образовательной столицей Дальнего Востока.
Места хватит всем
- Вторая часть истории - количество микрорайонов, застроенных без социальной инфраструктуры, - продолжает министр. - У нас долгие годы активно идёт жилищное строительство, но при этом почти не строились школы и детсады. Мы каждый год поднимали этот вопрос: а куда, в какой детсад и школу будут ходить дети будущего микрорайона? Возносились кварталы многоэтажек, а вопрос так и оставался без ответа. На Вахова и Флегонтова, например, очень тяжёлая ситуация.
Ситуация начала меняться в последние годы. Край начал активно участвовать в нацпроектах, стали вести комплексную застройку. Строим ясли, детсады, возвращаем помещения. В 2020-2021 году gродолжим участие в федеральном проекте по строительству школ с целью ликвидации второй смены с новыми объектами в Хабаровске и других территориях края. Будем строить школу для детишек из микрорайонов на уже упомянутых мною Вахова и Флегонтова. В Рабочем городке недавно заложили школу. Всего же только по Хабаровску нужно построить ещё восемь больших школ, на 800 мест, чтобы снять остроту записи детей в первые классы.
И третья сторона - растёт количество детей, это радостная тенденция. Правда, скоро нас ждёт спад: девочки, которые не родились в 90-е, не станут мамами в 2020-х. Но последние 5 лет мы фиксируем ежегодный прирост количества школьников - со 123 тысяч до 146 тысяч.
Помимо строительства, есть и другие методы. Например, нелинейное расписание - когда ученик не весь день учится со своим классом. Идея не новая, в 2006 году, когда начали внедрять профильное обучение, она и возникла. Чисто технически её осуществить непросто, но всё больше директоров и завучей внедряют нелинейное расписание. Тогда возникает и гибкое начало дня, и больше возможностей посещать занятия и кружки по профилю, выбранному учеником.
Что же касается первых классов, я бы больше заботилась не о школе, а о педагоге, к которому идёт ребёнок. Да, сегодня мы закреплены за школами, возможностей выбора немного, но тем не менее они есть.
Повторюсь, образование ребёнка - семейный проект, в который должны быть включены все стороны. Образование - это эффект солёного огурца. В каком «рассоле», в какой среде находится ваш ребёнок? Что бы ни происходило с ним в школе, влияние семьи всегда сильнее влияния учителя. То, с чем ученик приходит в школу, учитель может дополнить, облагородить, но заложенное родителями всегда будет превалировать. В этом предмет размышлений для пап и мам: рассчитывать, что школа возьмёт на себя целиком и полностью воспитание и обучение ребёнка, неправильно. Забота о воспитании маленького человека, о «рассоле» - дело семьи.