Доки, о которых идёт речь, были построены по заказу МО и Министерства флота СССР в Финляндии. Это крайне дорогостоящее оборудование. Все изделия штучные, их изготавливают исключительно на заказ, и купить их на свободном рынке практически невозможно.
Насколько оправданным является распродажа такого уникального оборудования?
«В своё время Советская Гавань была одним из центров советского судоремонта, - рассказывает житель города, пенсионер Алексей М. - Предприятия работали в две, а иногда и в три смены, ни один док не стоял пустым. Поток судов шёл непрерывно. Так что в необходимости закупки таких машин вопроса не стояло. Министерство обороны денег никогда не жалело, да и для ремонта гражданских судов других возможностей не существовало. О том, что китайцы когда-нибудь смогут сами ремонтировать суда, даже в фантастических книгах не писали. А порты и заводы Приморья и так были загружены под завязку, да и для рыбаков работы хватало - рыба ведь не шла на экспорт, так что родных портов они почти и не покидали. Где им ещё было ремонтироваться?»
Исторические изменения
Что же изменилось с приходом рыночной экономики? - Я последний раз работал на доках в 2010 году, тогда их было три, но один уже не функционировал. Дело в том, что просто законсервировать док невозможно. Вон на заводе до сих пор стоит законсервированный стапельный цех, и с его продажей собственники не торопятся. Но док - совсем другое дело. Балансовая стоимость дока тогда была около миллиарда рублей, но дело-то не в цене, а в обслуживании. Если не поддерживать в порядке хотя бы ключевые узлы, док просто пойдёт ко дну, а поднять его не проще, чем затонувшую подводную лодку. Это как со старой машиной высокого класса - купить можно за копейки, но стоимость обслуживания будет непрерывно расти и, в конце концов, превысит любую экономию, - говорит Иван, бывший докер.
Именно в такую ловушку попали новые собственники с дорогим оборудованием. Обслуживание дока стоит миллионы, и это вовсе не для того, чтобы поддерживать его в идеальном состоянии - часть систем на нём и так давно не функционировала, например, ветрозащитные ворота были проданы на металлолом ещё в 90-е.
Виноват климат
Док не может стоять без дела, но судоремонта в нынешнем виде в районе не осталось, в чём же проблема? Что могли бы предпринять власти для его возрождения? На эти вопросы ответил один из экономистов предприятия.
«Да ничего нельзя сделать. Главная проблема в том, что бухта замерзает. Для военных это значения не имело, важно было другое - что глубина бухты позволяет незаметно входить и выходить даже атомным подводным лодкам, размером с два жилых дома, что бухта удалена от потенциального противника и другие не экономические факторы. А с экономической точки зрения, это никогда не было оправданным. Судите сами: замена, скажем, куска борта стоит около 10 долларов за квадратный метр, без учёта металла, покраска - и того меньше, при этом ввод-вывод судна в док стартует от полутора тысяч, т. е. даже в этом месте вложения оправданы только при больших объёмах работ. Но самое дорогое - ледоход, ледоходное сопровождение даже небольшого рыбацкого судна - это уже десятки, а то и сотни тысяч долларов, так что стоимость работ для собственников судов в зимний период возрастает буквально в десятки раз. А как вы понимаете, ледоход для такого рода деятельности тоже надо содержать где-то поблизости, - рассказал Александр Чехов (фамилия изменена)».
Неудивительно, что собственники судов предпочитают ремонтироваться в незамерзающих портах. При нынешних видах вооружений разница в несколько сотен километров от границы не является определяющей и военные корабли дешевле базировать в Приморье. С гражданским судоремонтом дела обстоят ещё хуже: мало того, что Российский рыболовный флот изрядно сократился, так ещё и подросли китайские конкуренты, которые делают ту же работу быстрее и дешевле. Кстати, именно им достались другие совгаванские, да и многие другие дальневосточные доки, якобы проданные на металлолом.
Например, огромный двухсотметровый док, ушедший из Советской Гавани по цене металла в 90-е годы, сейчас можно увидеть в порту Даляня, где он работает по своему прямому назначению.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть