Чтобы успевать за современным темпом жизни человеку приходится постоянно ускоряться, учиться делать одновременно несколько дел, совмещать, догонять, успевать. Только все эти «нормы» и «правила» совершенно не уместны на дороге, где ритм задают современные автомобили, развязки уже напоминают картинки из фантастических фильмов, а с пешеходами на тротуарах соперничают сегвеи, моноколеса и гироскутеры.
Как только человек становится участником дорожного движения, важнейшими правилами для него должны становиться Правила дорожного движения, от понимания и безукоризненного соблюдения которых зависит не только собственная безопасность, но и безопасность других людей. И не важно, автомобилист вы, велосипедист или пешеход, правила едины для всех. Знание и соблюдение правил на дорогах – гарант того, что движение идет навстречу безопасности, а не от нее.
Казалось бы, все просто, но тем не менее во многих регионах страны показатели аварийности в том числе и с пешеходами, и с детьми-пассажирами, далеки от идеального. И речь идет даже не о медленных темпах снижения числа ДТП. Наравне с решением таких проблем, как качество дорожного полотна или грамотная организация дорожной инфраструктуры, возникает и вопрос человеческого фактора, от которого зависит никак не меньше, а, зачастую, и больше.
На деле, процент «злостных нарушителей», принципиально не соблюдающих правила, не так уж и велик. Основную массу тех, кто перебегает дорогу вне пешеходного перехода или пренебрегает требованиями по перевозке детей в автомобиле, составляют люди, не осознающие серьезность угрозы и возможные последствия своих поступков. В итоге, банальное отсутствие информации становится реальной угрозой для жизни и здоровья. Решать подобную проблему приходится настоящим супергероям – экспертам в области безопасности дорожного движения, чья цель поднять уровень грамотности участников дорожного движения и адресно достучаться до каждой целевой аудиторий.
Социальная кампания с говорящим названием - «Навстречу безопасности» - один из примеров подобной работы, проходящей каждый год в трех регионах страны в рамках Федеральной целевой программы. При поддержке Госавтоинспекции МВД России и экспертного центра «Движение без опасности» команда профессиональных тренеров в течение недели проводит глобальную работу со всеми категориями участников дорожного движения, обращая их внимание на те факторы, с которыми им приходится сталкиваться каждый день. Казалось бы, правильно отрегулировать сидение велосипеда, повесить световозвращающий брелок на сумку или выбрать детское автокресло – простые вещи, но именно они могут оказаться теми переломными вехами, которые определяют уровень безопасности на дороге.
В 2019 годы зонами присутствия экспертов стали Хабаровский край, Приморский край и Амурская область. За три недели фирменный автомобиль кампании, оснащенный специальным оборудованием для проведения мероприятий по профилактике безопасности дорожного движения проехал свыше трех тысяч километров, посетив десятки детских оздоровительных лагерей, социальных центров, медицинских и образовательных учреждений. Веселые занятия для детей, познавательные лекции для молодых родителей, беседы с пожилыми пешеходами – все это составляющие комплексной методики, направленной на тот самый человеческий фактор, культуру поведения на дороге и создание общества, где потребность в безопасности естественна для каждого с первых дней жизни. Еще одна цель кампании – задать основы того социума, в котором Правила дорожного движения это второй букварь, который перед ребенком открывают родители, и который он потом, без сомнения, покажет и своим детям.
- Дети с первых дней своей жизни, путешествуя вместе с родителями, являются самыми уязвимыми участниками дорожного движения. Именно потому более 70% активностей, запланированных в рамках социальной кампании «Навстречу безопасности», ориентированы на информационную работу с родителями и детьми. Это не только сохранение детских жизней, но и огромный вклад в воспитание будущего поколения грамотных участников дорожного движения, - подчеркивает президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре.
Безусловно, создать за неделю новое общество невозможно, но можно задать тренд, и дать все необходимые инструменты для его дальнейшей реализации в руки тех, кто в этом на самом деле заинтересован. Поэтому, там, где идет кампания остается самое главное – методики, знания, необходимые для дальнейшей работы. Обучая педагогов, медицинских специалистов и социальных работников использованию этих программ, эксперты кампании «Навстречу безопасности» оставляют в регионе своих «заместителей», которые подхватят и продолжат начатое дело.
Методическая концепция программы, лежащая в основе работы, основана на профилактике факторов риска, напрямую влияющих на количество дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть. И нет нужды говорить, что это действительно работает. Ранее проект «Навстречу безопасности» (2016–2017 гг.) и его предшественник — программа «По правилам» (2015 г.) уже были реализованы на территории Республик Северного Кавказа, в Северо-Западном и Центральном федеральном округах, Омской области, Алтайском крае и Красноярском крае. По итогам проведения активностей в рамках кампаний были зафиксированы определённые положительные изменения в восприятии участниками движения собственной безопасности и безопасности других людей. Люди стали чаще обращать внимание на нарушения правил дорожного движения и реже оставаться к этому равнодушными.
Так в Чеченской республике с 35% до 7% сократился процент опрошенных, ни разу не слышавших о светоотражающих элементах, 12% стали чаще пристегиваться на заднем сидении и более чем в 3 раза сократилась доля респондентов, дети которых не имеют велошлемов (с 40% до 12%). Также в республике на 39% снизилось число тех, кто совершает обгоны по полосе дороги, предназначенной для встречного движения, в местах, где это разрешено, с пассажирами в салоне автомобиля. В Северо-Западном федеральном округе (Псковская, Новгородская и Ленинградская области) на 9% больше респондентов начали пристегиваться при поездках на переднем сидении. В Новгородской области на 27% повысилось число респондентов, знающих как правильно установить автокресло в салоне автомобиля. На 15% увеличилось число тех, кто отказывается от поездки в такси с ребёнком, если там нет автокресла. В Псковской области водители стали чаще соблюдать скоростные режимы на подъездах к пешеходным переходам и во дворах (+16% и +20% соответственно). В Ленинградской области на 44% увеличилось число водителей, следящих за тем, пристегиваются ли пассажиры, и делающих им замечания по этому поводу.
Как показало исследование в Алтайском крае, после проведения мероприятий водители стали чаще соблюдать скоростной режим на подъездах к пешеходным переходам (78% против 97%), в жилых зонах и придворовых территориях (77% против 95%), а также рядом с образовательными организациями (81% против 95%).
Доля водителей, совершающих обгоны по полосе дороги, предназначенной для встречного движения, в местах, где это разрешено, с ребенком до 12 лет в автомобиле, сократилась на 10 п.п.В Красноярском крае в два раза выросла доля родителей детей в возрасте до 12 лет, которые при покупке одежды ребенку ориентируются на наличие на ней световозвращающих элементов.В Омской области на 25 п.п. ( до 67% ) выросло число жителей, которые всегда переходят дорогу только по пешеходному переходу.