Две из трёх первых ТОСЭРов будут на территории Хабаровского края, соответствующее распоряжение подписал Дмитрий Медведев, премьер-министр Российской Федерации. Это событие в прямом эфире на радио «Восток России» вместе с губернатором края обсудили журналисты. Одним из соведущих передачи «Пресс-клуб» стал главный редактор «АиФ-Дальинформ».
О ТОРах
Юлия Терентьева, «АиФ-Дальинформ»: - Вячеслав Иванович, как Хабаровскому краю удалось обойти остальных претендентов на создание ТОСЭРов именно на их территории?
Вячеслав Шпорт: - У нас есть все условия – есть потребитель и есть уже подготовленные площадки. Мы пришли уже с готовым проектом, я говорю о Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе, с пониманием, что нужно сделать, конкретными предложениями. Мы построим предприятия на территории Комсомольской агломерации - Комсомольск - Амурск - Солнечный - и будет делать продукт, который найдет рынок сбыта. Мы начали быстрее других, потому что знали, что нам надо.
Вторую площадку мы сделали классическую - пустую, но с инфраструктурой, под Хабаровском. Туда может зайти любой инвестор и начать работать. Можно строить заводы, логистические центры, всё, что угодно, и работать, и получать преференции. Хорошо, что мы победили, но с другой стороны нам сложнее, мы будем первыми набивать шишки. Тем не менее, мы не ждём указаний, прорабатываем инфраструктурные проекты. Действуем на опережение, чтобы инвестор не ждал, а сразу заходил на площадку.
- Прописано ли в программах участие малого и среднего бизнеса? Или расчёт идёт на саморегулирование рынка? Какие преференции получат бизнесмены?
- Там не будет проблем с получением земель, освобождение от налогов, особый таможенный режим. Лучшие практики выбраны и приняты в ТОСЭРах. Первые инвесторы получат значительную фору. Проявляют интерес ко второй площадке под Хабаровском сельхозпроизводители. Рассказывать подробности не стану – уже началась серьёзная конкуренция. Есть конкуренты доброжелательные, есть недоброжелательные. Порядка двух десятков инвесторов выстроились в очередь и предлагают проекты.
- Остаётся вопрос рабочей силы.
- Создаётся много рабочих мест, в Хабаровском крае безработицы практически нет. Поэтому нужно привозить работников. Заметьте, это была именно наша идея – говорить о территориях не только экономического, но и социального развития. Нужно строить для трудовых мигрантов жильё, объекты социальной и культурной инфраструктуры.
- То есть возродим строительство общежитий?
- В том числе. Есть проекты, наработки. Создаются тысячи рабочих мест, к нам поедут тысячи людей. Каждому мы должны создать нормальные условия.
- Звучит как фантастика.
- Был такой писатель Герберт Уэльс, который писал о летающих автобусах. Над ним смеялись современники, а для нас самолёт – обыденность.
Об автобусах
- Вячеслав Иванович, одной из самых острых социальных тем стала оптимизация льгот на общественном транспорте.
- Не надо будоражить общественность. Это делают специально обученные люди. Надо вносить разумные предложения, а не митинговать. Инициатива о монетизации поступила от самих льготников. 320 тысяч льготников в крае, выкупают проездной процентов 45. Остальные живут в сельской местности, где муниципального транспорта в помине нет. Зачем им мифический проездной? Мы должны прислушаться к ним, пусть люди получат деньги. Вопрос прорабатываем, просчитываем, минсоцзащиты края провело титаническую работу. И только когда всё посчитали, вынесли на обсуждение в краевую думу вопрос. Как раз для того, чтобы все изучили его, поправили, свои предложения выдвинули.
У нас же взаимоотношения с транспортными предприятиями. Кто получает билет, не может ездить на коммерческом транспорте. Льготники же сами жалуются: нас выставляют, за людей не считают. Транспортники в конце года требуют дополнительные деньги, говорят, что ветераны много наездили! А эти дополнительные средства не заложены в бюджет. Поэтому сейчас, перед формированием бюджета-2016 нужно всё просчитать, чтобы на следующий год заложить реальные деньги на компенсацию проезда.
Мы говорим об адресной помощи, кому-то и не нужен проездной, а кому-то надо часто в больницу ездить. Всё это нужно предусмотреть в законе, сделать примечания к нему. Не надо ажиотаж разводить, надо показать всем их выгоду. Тем, кто в деревне, тем, кто в городе. И в первую очередь, смотреть экономику предприятий. Почему надо обвинять ветеранов в своих проблемах? На колёса не хватает, говорят мне. Так просчитывайте, думайте. Смотрите, где промашка.
Задачи ущемить кого-то, обидеть, точно не стоит. Я это твёрдо заявляю. Политика – это поиск решений в пользу народа. Надо разъяснять людям, что и как. Не забывайте, что у нас сильнейшие экономические трудности в стране. Мы сократили на 8 миллиардов бюджет, при этом не тронули ни одной социальной статьи. Большие сложности с налоговыми поступлениями. Надо и это понимать, нам нужно чётко понимать, сколько и куда нужно средств.
О Победе
- В этом году мы впервые за 70 лет будем отмечать День окончания Второй мировой войны. Как именно?
- Долгие годы мы добивались того, чтобы 2 сентября стало праздником. Первыми этот вопрос подняли участники боевых действий на Дальнем Востоке. Ваш покорный слуга, будучи депутатом Государственной думы, вносил вопрос статуса этой даты, но некоторые вопросы должны созреть. Вот как развести 9 мая и 2 сентября, ведь два Дня Победы – это неправильно. И президент нашёл выход – 2 сентября мы будем праздновать День окончания Второй мировой войны. Мероприятия мы проведём во всех районах Хабаровского края. В Хабаровске будет парад, пролетят самолёты, как и 9 Мая. Уверяю, праздник будет хорошим. Все – и ветераны, и молодёжь, и люди среднего возраста - должны чувствовать, что год Победы продолжается.