Рубрика «Вакансии» в газетах и на сайтах объявлений обычно забита до отказа. Однако при пристальном изучении выясняется не очень приятная вещь: некоторые работодатели считают будущего сотрудника кем-то вроде крепостного крестьянина.
Как-нибудь научим
Трудовой кодекс РФ запретил нанимать работника на испытательный срок. Как работодатели обходят этот запрет, знают все: в лучшем случае заключается краткосрочный договор, а то и вовсе без него «поработайте, мы посмотрим». Чаще всего через месяц выясняется, что человек не подходит, ему выплачивают какие-то гроши и хорошо, хоть что-то платят. Но этим уловки работодателей не ограничиваются.
Хабаровчанка Анна Завьялова (имя изменено – ред.) за прилавком уже 13 лет, из которых почти пять она отдала одному из крупных продуктовых супермаркетов города. Но в какой-то момент там стали не в лучшую сторону меняться условия работы, и Анна решила найти место немного спокойнее.
Она была уверена, что с её-то опытом работу удастся найти быстро. Тем более, что за это время продавать пришлось много чего – и книжки, и канцтовары, и одежду. Не тут-то было! Забегая вперёд, скажем – поиски продолжались почти год.
- Сначала я попыталась попробовать себя, так сказать, в другом секторе сферы обслуживания – устроиться в какой-нибудь колл-центр, - рассказывает хабаровчанка. – Но меня, мягко говоря, поразила «методика» отбора и обучения персонала! Например, в одной из сотовых компаний «большой тройки» на первом же занятии нашу наставницу то и дело отрывали от дела, она забывала, на каком месте её оборвали. Зато по итогам той «лекции» нам устроили тестирование. Естественно, многие, в том числе я, его завалили! Это ведь примерно то же, как если бы вы изучали иностранный язык с помощью плохо говорящего на нём преподавателя.
Цифры и правда
Анна также заметила: зарплата, которую указывают в объявлениях, часто не совпадают с реальностью.
- Это видно даже по моей бывшей работе. Я же общаюсь с девочками оттуда. Так вот: пишут «от 25 тысяч в месяц», на самом же деле со всеми вычетами – не всегда законными – если получишь тысяч 15, уже хорошо.
Впрочем, в некоторые магазины Анну всё-таки приглашали на стажировку. Но это обучение длилось не больше одного дня. Например, в одном из крупных посудных центров Анне предложили… отдать 20% месячного оклада, и без того небольшого, своей наставнице. А в мебельном ей сообщили, что кроме продаж, нужно заниматься ещё и сборкой мебели. Естественно, без доплаты.
- Лишь когда я пришла на стажировку, выяснилось что прежние сборщики – мужчины, разом уволились. И директор, видимо, желая сэкономить, решила больше их не нанимать, а поручить такую работу продавцам, - продолжает рассказ Анна. – А как-то позвонили и предложили должность кассира. Но только на собеседовании я узнаю, что им нужен кассир на время!
О предложениях от фирмочек из разряда «Давайте вместе впаривать косметику» даже не хочется упоминать, но и они были, причём не раз. Но Анна их вежливо отклонила, посчитав такое занятие сродни мошенничеству. В другой компании соискательницу выпроводили, едва взглянув на неё: мол, извините, но нам нужны стройные, длинноногие и желательно помоложе.
- Да, я уже устала от этих поисков, устала сидеть дома, да и денег своих хочется, - разводит руками хабаровчанка. - Но и работать, как это было у большинства в 90-е, на любой работе за любую копейку… Для меня эти времена прошли.
Модель за прилавком
- История вашей героини уникальна только в том, что она пошла на принцип и не стала отдавать деньги наставнику, заниматься дополнительной неоплачиваемой работой, - комментирует Ольга Четоркина, правовой инспектор труда Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов. - Очень многие работники сталкиваются с подобными проблемами. В 90% случаев люди соглашаются, потому что нужны деньги. Крайне редко они решаются отстаивать свои права. Возвращаясь к Анне, скажу, что требование, например, передать пятую часть оклада наставнице, скорее всего, имеет коррупционную составляющую и должно разрешаться в рамках уголовного законодательства.
Противоречит закону и возложение на работника в ультимативной форме дополнительных обязанностей. Заставить продавца заниматься сборкой мебели можно только с письменного его согласия (статья 60.2 ТК РФ) и за доплату (ст. 151 ТК РФ).
- Ну а отказ из-за несоответствия внешности Анны «модельным стандартам», это самая настоящая дискриминация, - считает юрист. - Статья 3 Трудового кодекса определяет, что ограничение гражданина в трудовых правах в зависимости от пола, расы, цвета кожи, возраста, отношения к религии, словом, всех обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, является дискриминацией. Если бы речь шла о модельном агентстве, то определённые требования к внешности соискателя были бы оправданы. Но не в случае работы продавцом.
Часто, по словам юриста, работодатель требует, чтобы будущий работник оплатил учёбу. Однако есть статьи 198 - 208 Трудового кодекса, которые чётко прописывают отношения сторон в этом случае. Платит за обучение работодатель, требовать возмещения расходов он может, только если работник, пройдя ученический курс, без уважительных причин не вышел на работу (ст. 207 ТК РФ). Кстати, работодатели нарушают закон, когда отказываются сообщить причину отказа в приёме на работу. Статья 64 ТК РФ обязывает по требованию соискателя указать причину отказа в письменной форме
Трудовое законодательство предусмотрело, кажется, все возможные нюансы взаимоотношений работник - работодатель. На практике же, помыкавшись, многие соглашаются на заведомо бесправное положение. Потому что ни в одном законе не написано, на что жить, пока борешься за свои права.
Анна всё-таки нашла работу. Зарплата относительно невелика, зато платят столько, сколько обещали.