В Комсомольске-на-Амуре вскоре начнут изготовлять детали для отечественной гражданской авиации. Основным потребителем станет авиастроительное предприятие Компании «Сухой» «КнААЗ им. Ю.А.Гагарина». Сумма инвестиций оценивается в 3-5 млрд. рублей.
Проект реализует группа компаний «Энергия», специализирующаяся на машиностроении, инжиниринге, энергетике и управлении. Проектная мощность: не менее 1 млн. станко-часов в год по механической обработке. На предприятие предполагается поставить почти 100 единиц импортного оборудования. В результате в городе появится почти 400 новых рабочих мест.
«Перед нами стоит задача – в сжатые сроки создать это производство, - отметил во время встречи с прессой Сергей Гуськов, председатель совета директоров группы компаний «Энергетические проекты». – К концу года мы должны предоставить уже согласованный с министерством развития Дальнего Востока проект. Но, уже накопилось множество технических вопросов, поэтому и состоялась эта командировка. В целом мы видим, что на выходе получится достаточно крупное производство с объёмом капвложений порядка 6 миллиардов рублей. И, в общем – это будет первый резидент Комсомольского ТОРа».
Группа компаний «Энергия» видит максимально успешную возможность реализации этого проекта при условии, что площадка ТОСЭР обеспечит будущее предприятие энергоресурсами, а статус резидента на первых этапах обеспечит налоговыми послаблениями. Также резидент рассчитывает, что Фонд развития Дальнего Востока примет участие в финансировании строительства самого здания производственного цеха, а социальную инфраструктуру для сотрудников предприятия обеспечат Минэкономразвития края.
«Было бы очень полезно в Комсомольске-на-Амуре, вблизи известного во всём мире авиационного завода им. Гагарина создать центр механической обработки авиационных деталей, - считает Владимир Присяжнюк, заместитель генерального директора ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» по гражданской авиационной технике. - Это связано с тем, что программа загрузки нашего завода превосходит имеющиеся мощности, и мы вынуждены по всей России размещать заказы на недостающую мощность. Это неудобно и тяжело, и не всегда гарантирует получение результатов, на которые мы рассчитываем. Тем более что ТОР – это территория высокотехнологичного производства. С высокой культурой, с квалифицированным персоналом. И уж тут-то наша авиация станет ещё лучше».
Таким образом, проект станет успешным примером государственно-частного партнерства, а также крупнейшим налогоплательщиком и работодателем в Комсомольске-на-Амуре.
На новом предприятии планируют обрабатывать более 3 тысяч наименований деталей самолётов. Например, обтачивать с высокой эффективностью (чтобы меньше металла ушло в стружку) шпангоуты, или длинномерные детали крыла. Диапазон широкий, технологии высокие, считают специалисты.
Сейчас инвестор ведёт разработку своего бизнес-плана. А заказчики следят за исполнением графика подготовительных работ.
Во время встречи заказчик и будущий производитель обсудили детали совместной работы над проектом. Надо не только построить корпуса и поставить оборудование. Важно, чтобы всё это имело экономику.
В финале мероприятия специалисты ГК «Энергия» презентовали новый дизайн-проект будущего завода, который обещает необычную концепцию. Над ней трудились дизайнеры и инженеры ОКБ «Атом», которые являются авторами известного трамвая R1 от «Уралвагонзавода».
Подобный проект - один из первых в России, он должен встать на новый уровень, решив важную социальную задачу, а также развитие экономики страны и авиастроения, - уверены проектировщики.
Открытым вопросом остаётся поиск новых резидентов для ТОСЭР, которые могли бы организовать смежные производства и сделать экономику Дальнего Востока более конкурентоспособной.