aif.ru counter
81

В хабаровской филармонии подружили Музыку и Слово

Ольга Аполлонова / АиФ

Ещё до начала 80 сезона Дальневосточного академического симфонического оркестра (ДВАСО) Тигран Ахназарян, художественный руководитель и главный дирижёр коллектива, задумал необычный проект, в котором классическая музыка тесно сплетается со словом.

Муки творчества

По словам Тиграна Сурэновича, изучая возрастную категорию слушателей от 12 лет, он понял, что классические литературные произведения, которые изучают в школе можно доступно рассказать с помощью музыки и частичной театрализации. В долгих творческих муках вместе с Мариной Кунцевич, мастером художественного слова, родилось в итоге несколько зрелищных постановок.

- Это, на самом деле вымученный проект. Мы раскапывали всю глубину гениев слов и музыки, и объединяли их вместе, - объяснил Тигран Ахназарян. - Нужно было соблюсти сюжетную драматургическую линию авторов, не потеряв при этом главные точки в тексте и в музыке. Представьте, огромный четырёхчасовой спектакль «Ромео и Джульетта» должен был вместиться в полтора часа. И при этом, чтобы публика всё могла понять.

Мистика Шекспира

В процессе работы над произведениями авторы новых версий музыкальных программ, вошедших в фестиваль, главный дирижёр и мастер художественного слова перевоплотились в режиссёров.

И тут не заставила себя ждать мистика, скрытая в культовой трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Мастера репетировали соединение музыкального фрагмента с наставлением Лоренцо в сцене, когда священник даёт Джульетте особое снадобье, приняв которое влюблённая должна уснуть сном столь крепким, что он ничем не отличим от смерти.  

- Дважды, когда Тигран Сурэнович включал музыкальный фрагмент, а я начинала читать слова Лоренцо: «Пред сном откупори бутылку эту... Ты обомрешь. В тебе не выдаст жизни Ничто: ни слабый вздох, ни след тепла. Со щёк сойдет румянец. Точно ставни, захлопнутся вглухую веки глаз»... Вдруг, ни с того ни с сего, в кабинете при полном отсутствии сквозняка открывалась дверь, - с замиранием в голосе вспомнила Марина Михайловна.

- В этот момент, я думаю, гении - авторы музыки Сергей Прокофьев, Пётр Чайковский и слов Уильям Шекспир, чьи произведения мы используем, незримо присутствовали и помогали нам, - резюмировал Тигран Ахназарян. – Без этой энергетики и творческого запала, мы не смогли бы осуществить задуманное.

Дым на сцене

Ещё одна известная история, поданная в необычном формате, - «Приключения Чиполлино» по мотивам сказки Джанни Родари в редакции Самуила Маршака с использованием музыки из балета Карэна Хачатуряна «Чиполлино». По словам присутствовавших на этом концерте слушателей, они с первых тактов превратились в зрителей.

Сами посудите, где ещё во время концерта можно увидеть музыкантов симфонического оркестра, переодетых в овощи, ягоды и цветы? Где трубач Синьор-помидор грозит кулаком озорному луковке Чиполлино – главному дирижёру, а альтистка - профессор Груша - учит играть на инструменте первую скрипку оркестра – Магнолию? А ещё на сцене то появляются клубы дыма, то звуками передаются храп и слёзы.

Концерт овощей2
"Чиполлино" от Дальневосточного симфонического оркестра. Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

 

Все спецэффекты и мастерски переданные словом образы и сцены из сказки помогают юному слушателю понять такую на первый взгляд непонятную классическую музыку.

А в «Щелкунчике» главный дирижёр пообещал зрителям самое настоящее волшебство, которое увлечёт не только детей, но и родителей в мир фантазий.

Звёздочки

Заключительным, и, пожалуй, самым волнительным для художественного руководителя и музыкантов ДВАСО станет концерт оркестра с начинающими исполнителями.

- С нами сыграют подрастающие звёздочки из музыкальных школ Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, - уточнил Тигран Ахназарян. - В программу вошли серьёзные произведения. К примеру, первый фортепианный концерт Чайковского и отдельные части скрипичного концерта Хачатуряна. А совсем маленькая звёздочка на флейте сыграет концерт Вивальди. Она получила право выступить с нашим оркестром в прошлом году, и вот сейчас вновь выйдет на сцену хабаровской филармонии.

Тигран Ахназарян очень трепетно относится к юным дарованиям, чувствует особенную ответственность во время работы с детьми-солистами, которые ещё не имеют опыта игры с оркестрами. Взрослым нужно быть чуткими и бдительными по отношению к талантливым детям, и ни в коем случае не притеснять их, уверен главный дирижёр.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество