«Бесстрашие. Радость. Сочувствие». Этот слоган не раз звучал в среду в Дальневосточном художественном музее в Хабаровске, где состоялось открытие выставки «Сокровища буддизма». Впрочем, организаторы подчёркивают, что это целый интерактивный проект, цель которого - знакомить россиян с художественными традициями народов, населяющих Гималаи, рассказать о том, что же такое буддизм и что он может дать человеку, который хочет узнать больше. Однако, отвечая на вопрос корреспондента «АиФ-Дальинформ», они не раз спокойно, но весьма убедительно оговорились – мы ничего не пропагандируем и никому не навязываемся.
- Программа наших поездок сейчас составлена на три года вперёд. Да, нас нередко спрашивают – мол, зачем россиянам буддистские традиции, эта культура? Но ведь и христианство здесь тоже было не изначально. В то же время у буддизма довольно глубокие корни на территории России. Ещё один немаловажный момент – это не религия веры, скажем так. Буддистами нельзя управлять. Это не слепые последователи чьей-то воли, порой не самой лучшей. Но они порой проявляют бесстрашие там, где другие молчат. Буддизм помогает открыть в себе какие-то новые качества, до того скрытые. Так что никаких противоречий, конфликтов я не вижу. Кстати, у меня самой христианская семья, мой прадед был священником, а моей любимой книжкой в детстве была иллюстрированная Библия, - рассказала руководитель выставочного проекта "Культурное наследие Гималаев", эксперт по буддийскому искусству и философии Светлана Беляева.
Историк Александр Соболев в подтверждение её слов напомнил, что буддизм является традиционной религией для жителей южной Сибири, например, Бурятии, Тувы. Но памятники материальной культуры впервые были найдены в Приамурье и Приморье.
- В Уссурийском районе Приморья учёные нашли останки четырёх храмов средних веков. Ещё один – в Хасанском районе. А в Ульчском районе Хабаровского края – Тыкские памятники позднего средневековья. Раскопки проводились в конце прошлого столетия. Не исключено, что коренные народы Приамурья исповедовали буддизм или что-то близкое к нему, но этот вопрос требует отдельных исследований. Но мы уже знаем, что в основном его исповедовали представители знати, и это был чэнь-буддизм – китайская ветвь. Среди низших слоёв, скорее всего, преобладал шаманизм. Что касается современности, то, например, в той же Бурятии преобладает тибетская школа буддизма, - сказал Соболев.
Он также рассказал, что и сам нередко принимает участие в экспедициях. И находки – это не только останки храмов. Например, совсем недалеко от Хабаровске, у посёлка Корсаково-2 археологи в своё время нашли бронзовую статуэтку 12 века. Теперь ёё можно увидеть в музее археологии рядом с некоторыми другими предметами, которые так или иначе относятся к буддизму.
Эту выставку за 10 лет работы посетили более 88 000 человек в 45 городах России от Москвы до Владивостока. Изначально проект назывался «Сокровища Тибета», но со временем экспозиция расширялась, например, за счет частных коллекций и появления новых элементов в программе. Теперь этот проект представлен как «Сокровища буддизма». Ещё одно название – «Прикоснись к буддизму руками». Конечно, здесь действует общее для музеев правило «руками не трогать!», но для музыкальных инструментов, которые используются в обрядах, сделано исключение. Тем более, что предусмотрены и экскурсии для детей с небольшими мастер-классами.
Кстати, один небольшой обряд был показан тут же, на церемонии открытия. Перед тем, как у входа в основной зал разрезали ленточку, к собравшимся под бой барабана и гонга вышел снежный лев. У буддистов он считается символом благополучия и стабильности. Он несколько раз обошёл зал по периметру, после чего всех пригласили на выставку.
В коллекции «Сокровища Гималаев» собрано почти 500 экспонатов: скульптуры и ритуальные предметы из металла, дерева, кости и гипса, тибетская свитковая живопись (тханки), музыкальные инструменты, аппликация, чеканка, этнические украшения. Эти предметы, в основном, создавались в мастерских Индии, Непала, Тибета, Монголии и Бурятии. Их аналоги можно найти только в крупнейших музеях и частных коллекциях.
Стоит отдельно пояснить, что словом тханка называют живопись минеральными красками на тонком холсте или произведение текстильного искусства (аппликация, вышивка и т.д.). Буквальный перевод с тибетского (thang ka/ga) – “поле, равнина, плоскость”, санскритский эквивалент этого термина – пата, что означает “рисунок на ткани”. Чаще всего на тханках изображают буддийских учителей, божеств и защитников Учения, им иллюстрируют астрологические или медицинские тексты. Впрочем, иногда тханки могут быть посвящены светским темам и отображать быт простого народа.
Во время работы проекта гостям предложат просмотры документальных и художественных фильмов о легендарных буддийских ламах, лекции, посвященные буддийскому искусству и архитектуре, тибетской культуре и медицине, занятия, на которых все желающие в теории и на практике смогут познакомиться с секретами буддийской медитации Алмазного пути. Выставка будет работать ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00, и продлится до 23 марта.