Забытая многими форма народного творчества на самом деле живёт и развивается. Об этом говорят работы мастеров из городов Хабаровска, Амурска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре, Нанайского, Амурского, Хабаровского, Комсомольского, Бикинского, Аяно-Майского, Тугуро-Чумиканского районов Хабаровского края. О проблемах направления эмоционально высказываются рукодельницы и те, кто всей душой тянется к живому и прекрасному.
Поддержите талант!
«Промыслы закрываются, в Хабаровске уже нет керамического завода, настоящей мебельной фабрики, а мастера остаются и не находят способа для реализации своих талантов, - сетует Виктор Овсянников, преподаватель прикладного искусства Хабаровской детской художественной школы. - Ответ всегда один – нет денег на поддержку народных талантов. Раньше хоть были кружки, где мастера передавали опыт и эстетический вкус молодёжи. Сейчас творцы в большей мере сидят дома, и шедевры своего творчества складывают, как говорится, в комод. Молодёжь тем временем в компьютеры пялится. А на самом деле, дети с удовольствием занимаются прикладным искусством. У меня в группе 80% девчонок. Так они хватаются за всё: за топор, лобзик, нож. И если получается – восторг до потолка!».
Как выясняется, люди для передачи опыта и для его усваивания есть, но мы ждём условий, не желая создавать их сами, продолжает Виктор. Раньше жизнь заставляла жителей деревень и даже городов браться за рубанок, мастерить мебель и предметы быта, создавать украшения, одежду, вкладывая в них знания своих предков. Возьмите любой элемент народного рисунка, вышитый на одежде, ковре или изображённый на посуде или обереге - каждый непременно что-то означает.
Победить деградацию
Теперь всё больше граждан предпочитают пользоваться мебелью из пластмассы, металла и стекла. Да и дорога нынче утварь из натурального дерева.
«У нас дома сохранилась старая бабушкина деревянная табуретка, - продолжает приводить примеры Виктор Овсянников. – Она вырезана дедом из хорошего дерева, до сих пор резьба - старички - на ножках сохранилась. Хотело её приобрести у нас кафе, а мы не отдали. Как расстаться с таким предметом?».
Вот в чём секрет прикладного искусства - в нём есть душа. Тогда можно ли оценивать мастеров, ведь каждая их работа прекрасна, неповторима и особенна?
«На самом деле выбрать из всего многообразия действительно ценные веши не сложно, - призналась Татьяна Левентович, искусствовед, член жюри конкурса. – Вот ульчский ковёр, сделанный мастерицами культурного центра из посёлка Булава. Это самый «сильный» ковёр из всех, представленных на конкурсе, потому, что сохраняет язык подлинный, краски, каноны бережёт. Мишуры в нём нет. Декоративно-прикладное искусство ведь первым деградирует под влиянием новых веяний! Когда художественный вкус падает, прикладное искусство сразу сдаёт свои позиции, и старается идти в русле моды. Вот что страшно», - сокрушается Татьяна.
Радует искусствоведов, что в глубинке остаются мастера, сохраняющие истинно национальное искусство. Мастерицы села Нерген Нанайского района не сдают позиции, хотя им всё сложнее найти натуральные краски и ткань. До сих пор остаётся подлинным искусство и в халатах из рыбьей кожи.
Надо только сохранить этот хрупкий мир синтеза эстетики, вкуса и таланта. Ведь очень важно в наше время ощущать себя хоть маленькой, но ценностью, ощущать себя нужным своим «Я», своей работой. И это самоутверждение не даст погибнуть искусству.