Отдых на море для дальневосточника чаще всего означает поездку в Приморье. Бывалые путешественники могут выбрать «дикий отдых» - в палатке, где-нибудь в тайной бухте, где нет других отдыхающих.
Большинство, особенно те, кто едет с детьми, предпочитает отдыхать на базах. Там есть намеки на комфорт: домик с подобием кухни, кровати, электроэнергия, санитарные удобства.
Заманчиво, но гнило
Такие туристы начинают планирование отпуска с поиска наиболее привлекательной базы отдыха: чтобы цена за аренду домика не очень кусалась и море было рядом, а не через перевал. Ведь владельцы баз ради привлечения клиента могут и приукрасить действительность. Или вообще - изменить её. Как сделал, например, хозяин приморской базы отдыха под ласковым названием «Майами», против которого на прошлой неделе было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество».
Как рассказали в УМВД по ЕАО, в объявлении о сдаче домика стояла разумная цена, факт наличия моря подтверждался фотографиями, блага цивилизации - магазин, автобусная остановка и железнодорожная станция - были минутах в 20 ходьбы от базы. Две подруги из Еврейской автономии обрадовались предложению и созвонились с владельцами. Свободный домик нашёлся, но нужно было сделать предоплату. На указанный в объявлении счёт девушки перевели 10 тысяч рублей. Затем перезвонили арендодателю, но телефон его уже был недоступен. Все дальнейшие попытки дозвониться ни к чему не привели. Незадачливые отпускницы обратились в полицию.
- В предложении в первую очередь нужно обращать внимание на стоимость услуг. Потребитель ищет подешевле, но есть порог, ниже которого цена не может опуститься, - это себестоимость услуги, - прокомментировали в министерстве культуры Хабаровского края.
Выбирая базу отдыха, нужно просмотреть пять-шесть, а лучше десять схожих предложений. Сравните цены, выведите среднюю и отсеките «очень дешёвые» объявления. Например, средняя стоимость аренды домика 1800 рублей, а у некой базы - 600 рублей за сутки. Стоит выяснить, что вы получите, точнее, чего вы не получите за такую сумму.
Сбежали из «дворца»
- Два года назад мы повелись на дешевизну - сняли домик за 700 рублей в сутки. Мы не рассчитывали на особый комфорт, но увиденное превзошло ожидания, - рассказала хабаровчанка Ольга.
В домиках было сыро, а прогреть их из-за отсутствия электричества не было возможности. Вещи сушили на улице, спали чуть ли не под зимними одеялами. Про санитарные удобства Ольга даже говорить не хочет. По сравнению со всем этим получасовая прогулка до моря казалась мелочью.
- Мы планировали отдохнуть там десять дней, но сбежали на пятые сутки. Забрали аренду за неиспользованные дни, точнее, часть её - владельцы взяли «штраф». Решили поехать домой, благо мы на машине, - вспоминает Ольга. - И неожиданно обратная дорога стала настоящим отдыхом. Мы ехали не торопясь, останавливались в посёлках на ночь. Удивились, сколько добрых людей вокруг: пару раз отказались брать деньги за ночлег, а там, где мы платили, кормили очень вкусными, прямо-таки царскими обедами. У местных узнавали, где можно искупаться, рыбу половить, где просто природой полюбоваться. Нам так понравилось, что в этом году решили уже целенаправленно поехать в автопутешествие.
В минкульте края всё же рекомендуют пользоваться услугами турфирм, особенно если вы отправляетесь далеко от дома - на Черноморское побережье и тем более за границу. Прежде, чем отправляться в офис компании, нужно выяснить легитимность её работы на рынке, лишь затем заключать договор. Подробнее - смотрите инструкцию.
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ТУРИСТА
1. Кто ты, туроператор?
Туроператор должен быть внесен в единый федеральный реестр туроператоров и иметь уникальный реестровый номер, который есть на официальном сайте Федерального агентства по туризму. Если туроператор работает на выездном направлении (направляет граждан на отдых за границу), в реестре должна быть информация о его членстве в объединении туроператоров в сфере выездного туризма.
2. Агент, оператор - в чём разница?
Турпутевку можно приобрести не только у туроператора, но и у турагента, работающего с ним. Турагент должен проинформировать туриста, какой именно туроператор является организатором и исполнителем тура и способах связи с ним, а также предоставить потребителю копию доверенности, выданной туроператором, на заключение от его имени договоров о реализации сформированного им туристского продукта.
Проверить легитимность деятельности турагента можно, зайдя на официальный сайт уже самого туроператора. Либо позвонить на горячую линию туроператора.
3. Что должно быть в турпутёвке?
Согласно закону о туризме (ФЗ-132), в договоре прописывается вся информация об исполнителе (туроператоре): его наименование, номер в едином федеральном реестре туроператоров, адрес, контактная информация (телефон, адрес электронной почты, наименование сайта). В договоре должны быть указаны все условия путешествия, а также условия изменения или расторжения договора.
4. Форс-мажор: что делать?
Каждая из сторон договора вправе потребовать его изменения или расторжения в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили ранее при заключении этого договора. К уважительным причинам относятся болезнь, отказ зарубежного государства в выдаче визы, смерть родственника, отзыв из отпуска по производственной необходимости и проч., см. ст. 451-453 Гражданского кодекса. Потребитель может претендовать на возврат денег за путёвку, за исключением документально подтверждённых расходов, которые туроператор (турагент) в связи с исполнением договора уже понёс (если иное не предусмотрено договором). Однако часто билеты на перевозку потребителей покупают по т. н. невозвратным тарифам. То же самое касается и бронирования гостиницы. В этом случае возврат полной стоимости турпутёвки невозможен. «Страховка от невыезда» может покрыть эти расходы, но если вас не выпустили за границу из-за неуплаченных штрафов, алиментов или задержали на таможне - это не страховой случай.
5. Куда жаловаться?
Претензии к качеству турпродукта предъявляют туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия путёвки и должны быть им рассмотрены в течение десяти дней с момента получения претензии.
Потребитель может обратиться в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 109 б; тел.: 27-13-70, 27-18-75) или в суд.
Если туроператор бросил вас на отдыхе за границей и вы не можете уехать домой, обращайтесь в объединение туроператоров в сфере выездного туризма за экстренной помощью. Их контакты должны быть в договоре. Если вы отдыхаете в России, придётся звонить родным и знакомым - внутренним туристам экстренная помощь не оказывается. За испорченный отдых вы можете требовать компенсации через суд. В этом случае собирайте доказательную базу: чеки и квитанции за повторно оплаченные услуги, фотографии, возьмите телефоны у собратьев по несчастью - коллективные жалобы привлекают больше внимания. На практике суд чаще всего принимает сторону потребителя.
Смотрите также:
- Музыкальный подарок на счастье: Хабаровск прощается с «Амурскими волнами» →
- «Закон об эвтаназии животных» принят в Хабаровском крае во втором чтении →
- Дальневосточников нужно освободить от курортного сбора →