Бездомных в Хабаровске стало меньше?

Одна из построек в общине Сергея Номанюка © / Юлия Терентьева / АиФ

Те бездомные краевого центра, которым надоела жизнь на улице, обращаются в реабилитационный центр, который уже много лет возглавляет Сергей Номанюк. Имя его хорошо известно среди общественников и полицейских. Вторые частенько доставляют Сергею Георгиевичу новых постояльцев, подобранных на вокзалах и улицах.

   
   

В центре бездомные получают не только крышу над головой - Сергей Номанюк помогает им снова почувствовать себя людьми. Кто бы мог подумать, что федеральный закон о резиновых квартирах перечеркнёт жизнь бывших бездомных, как в своё время отмена Юрьева дня на века загнала крестьян в рабство.

Дом есть - прописать нельзя

- Сергей Георгиевич, почему закон о резиновом жилье, призванный в первую очередь навести порядок среди нелегальных мигрантов, сказался на ваших подопечных?

 - Теперь я не могу оформить им прописку. Построек на моём участке много и довольно добротные, жить в них можно. Но статус жилплощади имеет только мой собственный дом. Поэтому я всех своих подопечных прописывал в доме, а теперь - нельзя. Временно, на год-два, были прописаны человек 25-30, срок истёк, и продлить прописку мне не разрешают.

Построки добротные,но прописать в них людей нельзя Фото: АиФ / Юлия Терентьева

Чтобы зарегистрировать строения как жилой фонд, нужно много сил, времени и денег. Мы, конечно, будем пытаться, закон о дачной амнистии даёт срок до 2015 года, но не уверен, что успеем. Сам я этим не смогу заниматься, дел других много, а через фирму - нужно платить, тысяч 50-60. Откуда я такие деньги возьму?

 - Сколько человек сейчас живёт в общине? Знаю, что у вас много инвалидов.

 - Около 130, из них работать могут человек 25-27, в Некрасовке - человек 60, тоже в основном инвалиды. Из-за отсутствия прописки мы не можем поставить их на учёт в соцзащиту, то есть они лишаются памперсов - много лежачих, колясок, костылей и элементарного медицинского обслуживания.

   
   

«Скорую» вызываешь, а его отказываются принимать. Отправить человека без прописки в дом инвалидов невозможно. Говорят «ну, он же бездомный». И что? Многие хотят в дом престарелых уйти, но за всё время мы не отправили ни одного человека туда. Похоронили уже человек 5 - от болезней и старости.

Всё потерявшие

 - Просто крепостное право! Вы пытались попросить помощи у властей, скажем, мэрия, правительство края?

 - В минсоцзащиты мы подняли этот вопрос, но всё упирается в прописку и закон. Я задавал вопрос в министерстве, мне прочитали статью закона и поинтересовались: «А что у вас все 30 человек живут?». Говорю: «У меня реально живут и 150, особенно зимой». Недоверчивое хмыканье получаю в ответ…

При этом каждый год нам дают благодарности за спасение человеческих жизней в зимний период. Стало меньше случаев гибели бездомных на морозе, сократились ампутации, врачи в горбольнице №11 это подтверждают. Словом, виден результат работы центров помощи бездомным.

В центре Санкт-Петербурга стоят две палатки обогрева, там месяц назад был наш человек по обмену опытом. Рассказал, что живут в них люди, более того, их там прописывают на 11 месяцев. Конечно, тех, кто хочет изменить свою жизнь, бросить бродяжничество и начать работать.

Что-то ещё строится Фото: АиФ / Юлия Терентьева

- У вас много таких? Помню, вы говорили, что попадают к вам бездомные, которых устраивает жизнь на улице, но такие быстро уходят.

- Бывает, но по человеку видно, когда он стремится к чему-то лучшему. Знаете, за последние годы, и во многом благодаря журналистам, стало меняться отношение к бездомным. Раньше как было? «Вот, он бездомный, потому что алкаш! Работать не хочет, только пьёт!». Удалось через СМИ донести мысль: многие стали алкоголиками после того, как потеряли жильё. Кого-то обманули чёрные риэлторы, хорошо, что жив остался. Кого-то из дома выгнали родственники и таких много. Вот дедушка у нас есть, жил с бабушкой, официально не женились. Бабушка померла, а детки её деда на порог не пустили. Мол, чего тебе тут делать? Ты с нашей мамой жил, а она умерла. Уходи! А куда ему идти? Остаётся он без дома, без прописки, без работы и пенсии.

Человеку надо расти

 - Неужели без прописки нельзя даже временно устроиться, по договору?

 - Можно, но на первых порах. Ведь человеку надо расти. Скажем, работал он поначалу грузчиком. За это время восстановил паспорт, окончательно избавился от алкогольной зависимости, если была, вспомнил утраченные профессиональные навыки. Всё, человек готов к постоянной работе, но - прописки нет!..

Работаем мы по договору с различными фирмами, но бывает так, что не отдают заработанное. Всячески тянут время, придумывают отговорки. Кстати, много у нас таких, кого попросту кинули работодатели.

Сергей Номанюк Фото: АиФ / Юлия Терентьева

А ведь к нам женщины с детьми попадают и уже здесь семьи создаются, ещё дети рождаются. В детсад ребёнка без прописки не возьмут, в школу - тоже. Что, списываем такое дитя со счетов, вычёркиваем из жизни общества? Думаю, можно на краевом уровне что-то решить. Ведь все эти люди действительно живут здесь. Приходили, проверяли из министерств краевых, убедились, что мы никого не обманываем.

 - Закон федеральный, так что местные власти ничего не могут с ним сделать. Скорее, вам нужна помощь общественников. Взялась бы какая-нибудь организация или юрист помочь с оформлением строений, было бы где людей прописывать.

 - Помогут - хорошо, не помогут - всё равно всё будет хорошо. Бог нас учит: сначала дам вам жизнь, а потом - жизнь с избытком. Да, сейчас тяжело, но мы с Божьей помощью справимся.

Смотрите также: