Мир искусства. На сцене, как дома

Елена Костюченко / АиФ

На прошлой неделе в Хабаровске состоялся Дальневосточный фестиваль-конкурс исполнителей на русских народных инструментах имени Б.К. Ушакова. Шестилетний Матвей Грищенко оказался самым юным его участником. Он получил лауреата III степени в номинации «Солисты» конкурса в младшей возрастной категории от 5 до 7 лет, исполнив на балалайке «Плясовую» и «Ехал казак за Дунай».

   
   

«Балалайка - удобный инструмент»

Матвей впервые взял в руки балалайку в пять лет. Сейчас учится играть на ней уже второй год.

«В 2019-м, по совету моей подруги, мы впервые пришли на музыкальное занятие в доме культуры в посёлке Горький, где живём. Там детям давали попробовать поиграть на разных инструментах. Мой ребёнок отдал предпочтение балалайке, - вспоминает Наталья Грищенко, мама Матвея. - Затем стали ходить на «музыку» регулярно. У сына даже мозоли были на пальцах, но он никогда не жаловался. Заматывали пластырем и шли в ДК».

Интерес к музыке у мальчика возник с самого раннего детства.

«Лёжа в кроватке, он очень любил, когда я включала классику, у нас была целая подборка. Он сразу успокаивался и засыпал, - говорит Наталья Грищенко. - Наверное, любовь к музыке Матвею передалась по наследству. Мой папа Николай играет на баяне, не зная нотной грамоты, сам подбирает песни на слух», - рассказывает Наталья.

В этом учебном году Матвей поступил в музыкальную школу № 6. График у мальчика стал более насыщенный: шесть дней в неделю занятия по разным музыкальным предметам, а в воскресенье чаще всего готовится к концертам. В школе искусств мальчик учится на отлично. Больше всего «Балалайка - очень удобный инструмент, - как-то сказал Матвейка своей преподавательнице Надежде Захарчук. - Его, в отличие от пианино, всегда можно взять с собой».

По словам учительницы музыки, он - особенный.

   
   

«По сравнению с ребятами его возраста Матвей Грищенко отличается усидчивостью. Меня он покорил с первого занятия, - рассказывает преподаватель хабаровской музыкальной школы № 6. - Он целый час играл без остановки. Обычно дети позанимаются маленько и убегают. Ребёнок обладает всем, чтобы стать профессиональным музыкантом. Есть у него и лидерские качества, и целеустремлённость, и ответственное отношение к урокам. Если что-то не получается, Матвей добивается, чтобы получилось, и сильно расстраивается, если ошибается. В самом начале, когда пришёл, он играл небольшие песенки, к примеру, «Дождик», «Сороку». А потом быстро начал «расти». Мне кажется, это потому, что он стал ходить к нам, изучать много музыкальных предметов, а также готовится к общеобразовательной школе».

Надежда говорит, что ребёнок буквально всё схватывает на лету. К примеру, композицию «Ехал казак за Дунай» для фестиваля-конкурса выучил буквально за три дня. Ещё одна особенность Матвея - он узнал нотную грамоту раньше, чем буквы и цифры.

По мнению Надежды Борисовны, одного желания ребёнка заниматься музыкой бывает недостаточно, главное, чтобы его поддерживали родители. Ведь за каждым талантливым ребёнком стоит взрослый.

«Матвей участвовал в фестивале-конкурсе исполнителей на русских народных инструментах впервые, я думала, что он будет бояться. Но, к нашему удивлению, он вёл себя как настоящий артист. Смело вышел на сцену, поклонился и начал играть, - сказала Наталья Грищенко. - «На сцене я себя чувствую, как дома», - сказал он мне.

Фото: АиФ/ Елена Костюченко

С балалайкой целыми сутками

Первый концерт у Матвея Грищенко состоялся осенью 2019 года. Номер тогда был коллективный, но он попросился сыграть отдельно. Преподаватели пошли ему навстречу и разрешили. Ребёнок с аккомпаниатором исполнил композицию «Часики».

По словам мамы Матвея, часто, когда нужно ложиться спать, у сына просыпается вдохновение. Он берёт в руки балалайку и начинает играть. Благо, что соседи пока не жалуются.

Заниматься музыкой ребёнка никто не заставляет, у него просто есть такая потребность.

«Создаётся впечатление, что он играет на балалайке целыми сутками, - говорит Наталья. - Глядя на него и я начала учиться играть на гитаре, он заражает меня своей творческой энергией. - Ещё ему нравится наигрывать какие-то свои мелодии и подбирать песни на слух. Больше всего любит народную музыку».

Часто Матвейка просит маму, чтобы она нашла ему в интернете видео с балалаечниками, чтобы разучивать новые композиции.

Однажды был случай, когда учительница по хору Илона Ахметшина показала ему, как дирижировать по схеме. Многим ребятам это совсем не интересно, а Матвей с энтузиазмом принялся пробовать.

Мальчик пробует играть и на других инструментах: фортепиано, баяне.

«Мы очень удивились, когда ребёнок попросил у Деда Мороза на Новый год новую балалайку. Конечно, это желание мы выполнили с радостью. Вы бы видели, какое счастливое лицо было у моего сына!» - делится Наталья.

Фото: АиФ/ Елена Костюченко

Балалайка и футбол

Кроме музыкальной школы № 6 Матвей сейчас посещает курсы подготовки к школе и мультипликационную студию. Вместе с другими ребятами из этой студии и педагогом он уже создал несколько короткометражек. Сейчас они работают над проектом «Три поросёнка».

Юный артист выступает и на утренниках в детском саду. В этом году в костюме богатыря он сыграл на балалайке «Силушку богатырскую». Дети и воспитатели были в восторге!

Помогает маме по дому: уже умеет и гвоздь забить, и пропылесосить квартиру. Однажды починил кнопку баяна в музыкальной школе, хотя преподавательнице это не удавалось. 

«В прошлом году сын ходил в футбольную секцию. Иногда не хотел заниматься спортом. Я хотела, чтобы ребёнок развивался в разных направлениях, поэтому говорила: «Если не будешь посещать секцию, то значит, не пойдём и на балалайку». Тогда он безропотно собирался на футбол», - смеётся Наталья.

Сейчас маленький музыкант мечтает стать знаменитым дирижёром народного оркестра и ездить на гастроли в разные страны. А в ближайших планах у Матвея Грищенко поучаствовать в нескольких музыкальных конкурсах в Хабаровске и съездить во Владивосток.

Смотрите также: