Примерное время чтения: 8 минут
295

Опыт добра. Как из ребёнка сложной судьбы вырастить настоящего человека?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. "АиФ-Дальинформ" 05/09/2018
Изначально был мощный запас энергии, и он до сих пор не иссяк.
Изначально был мощный запас энергии, и он до сих пор не иссяк. / Михаил Непогодин / Из личного архива

Один из создателей Центра Михаил Непогодин - настоящий мужик, человек с неисчерпаемой энергией, способный выжить в любых экстремальных условиях. И, главное, умеющий этим навыкам научить других.

То он строит с детдомовцами в двадцатиградусный мороз эскимосские иглу - с обязательной ночёвкой. То проводит фестиваль приключенческого кино, то сплавы по горным рекам на катамаранах - по Амуру идти скучно! А сам летит на каяке с 12-метрового водопада в Норвегии.

Что душа велит

Влад Серебренников, «АиФ-Хабаровск»: Михаил, как ощущения после норвежских водопадов?

Фото: Из личного архива/ Михаил Непогодин

Михаил Непогодин: Есть такой термин «буф» - такой звук получается, когда ты падаешь на воду не носом, а днищем каяка. Причём делать его уже с восьми метров чревато для позвоночника. Но чтобы сделать, надо понять - как, а у меня долго не получалось. В Норвегии хоть чуть-чуть, на тридцать процентов, но я всё-таки понял, как выполнить этот «буф» - три водопада прошёл почти идеально. От этого и радость.

- По образованию и по призванию вы педагог. Как получилось, что стали заниматься детдомовцами?

- В 1998 году после окончания пединститута я немного отработал в школе, а потом стал мастером производственного обучения в профессиональном училище № 31. На самом деле был классным руководителем, соцпедагогом. Я знал, что эти ребята детдомовские, но так сильно в голову тогда это не проникло.

Через полгода я понял - не моё. Хотел заниматься с детьми, но так, как я этого хочу, а не так, как заставляет жизнь. Изначально «Грань» - это Юрий Тулупов, Эдуард Швыдкин и я. Играл на гитаре и скрипке, серьёзно занимался рукопашкой и спортивным ориентированием. Все эти умения мне пригодились. Проекты пошли сразу - задача была воспитать всесторонне развитых людей. Тогда в стране только в Хабаровске детдомовцев отпускали в походы с посторонними, пусть и с НКО. Ходили в сложные многодневные походы, сплавлялись на катамаранах. А в город возвращались - сами ремонтировали свой класс, учились ориентироваться на улицах, выпускали газету, в которой рассказывали о своей жизни, обсуждали социальные и подростковые проблемы.

- У вас была хорошая должность, приличная зарплата. Создавая «Грань», вы отказались от этой стабильности.

- В центре у меня три года не было никакой зарплаты. День посвящался работе с детьми, а по вечерам и ночам приходилось работать в системе безопасности одной компании. И все заработанные деньги там не доходили до семьи - всё шло на подготовку к походам. Хорошо хоть, учреждения своих воспитанников всегда обеспечивали питанием.

Но самый сложный вопрос - снаряжение. Палатки, спальники, рюкзаки - это большие деньги. Сегодня можно открыть НКО, написать программу и сразу получить президентский грант. А тогда даже благотворительности как таковой не было. Пятьсот рублей были за счастье!

Через год узнали об американском фонде во Владивостоке, который выдавал деньги на экологические проекты. Мало того, обучали нас, каким образом выжить некоммерческой структуре в условиях рынка. Можно с негативом говорить об иностранном финансировании. Но надо понимать, что тогда было другое время.

На первые три тысячи долларов мы не могли купить снаряжение, поэтому приобрели ткань. Из неё в Комсомольске местный умелец Юрий Казадаев сшил нам шесть катамаранов, на которых и пошли в первый сплав по Амуру.

Фото: Из личного архива/ Михаил Непогодин

Изначально у нас был мощный запас энергии этим заниматься, и он до сих пор не иссяк, поэтому, уверен, у нас всё и получилось. Катамараны у нас уже профессиональные, несколько лет подряд мы выигрываем чемпионат Дальнего Востока.

Иначе их научит улица

- Сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону: теперь можно получить гранты и от города, и от края, и от президента. Расскажите о проекте, с которым в этом году вы выиграли президентский грант.

- Называется он «Спорт как формула успеха», направлен на рост активности всех детей, не только из детских домов. Согласно проекту за ближайшие два месяца «Грань» должна реализовать 23 мероприятия. Это выезды на велосипедах в лес, построение в лесу дома из веток, сплавы на рафтах, встреча с ветеранами и детдомовцами и многое другое. Задумок было много, но мы решили включить в программу только то, что точно успеем реализовать. Ведь параллельно делаем кучу всего: проводим спартакиаду среди детских домов края, соревнования по пейнтболу и канополо - игре с мячом на каяках, спортивной рыбалке. Учим детей плавать в бассейне, на прудах ходим на рафтах, стреляем из лука, лазаем по скалодрому. Всё это детдомовцам и надо. А иначе они будут заняты другим.

- К сожалению, ещё один ваш проект «Дом дружбы» пока оказался без финансовой поддержки.

- Хотели, чтобы на реке Матренихе дети сами построили свою базу, но пока не получилось. Сейчас есть частная база в Матвеевке, кают-компания, где мы можем чинить лодки, обсуждать какие-то вопросы. Строится она уже три года, требует больших вложений. Хотелось бы сделать там скалодром, обустроить карьер для лыжной трассы зимой и водного туризма - летом.

Суть проекта в том, что сегодня каяк-кросс и гребной слалом рассматривают для включения в программу Олимпийских игр. А у нас уже есть чемпионы, реальные результаты. Елизавета Терехова - выиграла спартакиаду России и Кубок России, второе место на чемпионате Европы. Не отстаёт мой сын Александр. Сейчас они в составе национальной сборной собираются на чемпионат мира в Рио де Жанейро. Два раза мы приносили Хабаровскому краю второе место на спартакиаде России. Надо развивать эти направления, чтобы команда росла и выигрывала соревнования.

Добро распространяется

- Вы работаете с детскими домами Хабаровска и Хабаровского района. Есть ли шанс ребятам с других районов края сходить с вами в поход?

- Сегодня «Грань» - это уже ресурсный центр по активному отдыху для воспитанников детских домов. Про нас знают во многих детских домах Дальнего Востока. В прошлом году вывозили на столбы на Анюе детей из Уссурийска, с Благовещенска приезжали, с Камчатки. В этом году хотим поехать в Найхин. Так что при желании попасть в какой-то наш поход вполне возможно. Есть сайт, есть телефон - пусть зовут, с удовольствием организуем поход или сплав.

- У той же Лизы Тереховой - непростая судьба, но, можно сказать, «Грань» дала ей шанс выбиться в люди. Вы следите, как складывается судьба у ваших подопечных?

- Тем детям, с кем мы начинали работать, нынче - по 30-35 лет. У кого-то получилось зацепиться, у кого-то нет…. В наших походах ребята, попадая в новые для себя обстоятельства, стараются быть не агрессивными, полезными для общества. Но многие, возвращаясь в привычные детдомовские стены, становятся прежними. «Грань» не в силах изменить судьбу каждого ребёнка, она даёт ему лишь шанс получить опыт добра. Воспользуется он этим или нет - его личное дело. Но это реальный инструмент, чтобы сделать свою жизнь лучше.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах