Примерное время чтения: 8 минут
319

«Я себя под Рублевым чищу». Как сегодня пишут иконы?

Александра Казакова / АиФ

Мастерская штатного иконописца епархии мало похожа на привычный антураж художественных мастерских. Здесь очень светло, солнечные зайчики отпрыгивают от позолоченных нимбов святых и… невероятная чистота.

На окне лампадка, вокруг иконы: репродукции древних, написанные вчерне и свежие. 27-летняя художница Дина Падерина ― тоненькая, тихая, скромная девушка с большими голубыми глазами. Хоть с самой иконы пиши!

Бренность сущего

У слова «иконописец» в русском языке нет эквивалента в женском роде. Как и у слова «священник». Связано это с тем, что в Византии и древней Руси не было женщин-иконописцев.

Рабочая форма одежды иконописца ― халат и обязательный платок. Все-таки где изображения святых и Спасителя, слабому полу положено покрывать голову. Рабочее место под самой крышей административного здания рядом с Елизаветинским храмом на территории дорожной больницы. Так заведено было в старину: иконописцы трудились при монастырях, их работами оформляли храмы. В XXI веке традиции сохранились.

На мольберте готовая икона ожидает свой киот, на шкафу среди десятка книг об иконописи и богословской литературы – гипсовый череп.

Александра Казакова, «АиФ-Дальинформ»: А череп, чтобы помнить о бренности всего сущего? 

Дина Падерина: Можно, конечно, и так трактовать. Это слепок с настоящего черепа, он нужен, чтобы изучать пропорции лица.

― Но ведь на иконах не такие лица, как в жизни.

― Пропорции сохранены, и их надо соблюдать. Хотя в иконописи есть свои правила.

― Когда изучают древнерусскую живопись, всегда делают акцент, что у русской иконы особенные краски. В частности, белила. Где вы их берете?

― Краски заказываю в Санкт-Петербурге и в Москве. Использую современные титановые белила, их только в прошлом столетии научились производить. Предки использовали свинцовые, но они сейчас признаны токсичными. А этими и таблетки окрашивают в белый цвет. В пищевой промышленности используют тоже. Они и пахнут приятно ― понюхайте сами!

Фото: АиФ/ Александра Казакова

Листая золото страниц

Иконописцем Дина работает три года. До этого семь лет училась художественному ремеслу. Год на хабаровском худграфе, планируя стать светским художником, затем поступила на курс в питерской академии художеств. Оттуда ― в иконописную школу при Санкт-Петербургской духовной академии. Искусство иконописи покорило девушку и заставило забыть о живописи мирской.

― В чем сложность вашей работы?

― В технике, конечно. Не многие ее знают, это не распространенная техника. В детстве мы пишем гуашью, акварелью, а тут работаешь яичной темперой ― смешиваешь краски с яйцом, как в старину. И чтобы освоить золочение тоже нужно время. В современной иконописи используют сусальное золото.

Дина показывает небольшую книжечку, размером примерно с половину ученической тетрадки. Вместо страничек в ней тончайшие листочки золота.

― Видите ― как фольга, но тоньше ее. Работать с ним надо очень аккуратно. Это настоящее золото, его разбивают на производстве в длинные-длинные ленты и режут на квадратики. Вот такая книжечка в 60 листов стоит 16 тыс. руб. По весу в ней золота столько же, сколько в обычном женском колечке. Наклеиваю на желатиновый клей либо на протухший белок. Если присмотреться к иконе, то в золотом обрамлении можно увидеть стыки квадратиков.

Фото: АиФ/ Александра Казакова

Куда глядит Христос

― Дина, вы свою первую икону помните?

― Да, я ее писала в иконописной школе. Это Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия», что означает Путеводительница. Я очень люблю писать Богородицу. У нее же лик сострадательный или строгий, или полный любви. Она разная, но всегда от нее идет свет любви. Вот Богомладенца сложно писать на таких иконах, много маленьких деталей.

― На кого ориентируетесь, когда пишете иконы?

― На мастеров XIV-XV веков. Интересно писать под Андрея Рублева, стараться повторить за ним. У меня есть мечта написать его икону Спас Звенигородский. Знаете, где только лик Христа сохранился. Кажется, что он здесь и милующий, и строгий, лик все время меняется, смотря в каком духовном состоянии к нему подходишь, то и чувствуешь. И взгляд прямо на тебя, где бы не находился. Видела эту икону в Третьяковке, очень впечатлило. Да, даже репродукция в книге «пробивает» ― невероятное мастерство!

Я художник, я так вижу

― Вы работаете каждый день, сколько времени уходит на одну икону?

― Зависит от размера и количества изображенных на ней святых. На одну в среднем уходит примерно два месяца ― долго, но я не спешу, потому что работа ответственная. Если не устраивает что-то ― счищаю и переписываю заново. Иногда приходится всю доску очищать добела.

― Вы их срисовываете?

― В иконописи копирование допускает изменения. И это даже хорошо, когда иконописец вносит что-то новое, свободен от четкого повторения. Но некоторые иконы батюшка просит в точности повторить. Сейчас работаю над Крещением, ее буду делать копией образа из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

― Допускают изменения, то есть каждый иконописец что-то свое вносит по принципу: «я художник, я так вижу»?

― Тут имеется в виду видение духовное. Конечно, желательно быть святым, чтобы вносить что-то свое и иметь на это право. Я как ремесленник могу немного изменить композиционно, но обязательно надо учитывать значение. Ведь в иконах все символично, каждая деталь несет свой смысл. Есть канон, который нельзя нарушать. Он предполагает разнообразие вариантов, из которых иконописец может выбирать.

Фото: АиФ/ Александра Казакова

Христа на иконе «Крещение» можно в набедренной повязке написать. Это будет значить, что в каком виде он начал свой путь в христианстве, таким его и распнут. Либо обнаженным и это отсылка к его словам, что человек рождается от воды и духа, а крещение и есть рождение. А рождаемся мы обнаженными.

― «Нагим пришел я». Как удержать в голове все эти символы?

― Для этого я постоянно читаю специализированную литературу. Когда приступаю к работе над иконой, изучаю информацию о ней, смотрю варианты, что можно поменять, что выбрать. Получаю одобрение батюшки и начинаю.

― Раньше считалось, что прежде, чем приступить к иконе, нужно усиленно молиться, поститься, едва ли не уходить от всего мирского. Как вы готовитесь к работе? Вот поручил вам батюшка сейчас 12 икон с православными праздниками написать, дальнейшие действия?

― В наше время достаточно быть воцерковленным, ходить в храм, соблюдать посты, исповедоваться и причащаться. Я все это выполняю. Утром на работе зажигаю лампадку, она меня настраивает. Помолишься и приступаешь.

― У многих привычка во время работы слушать музыку. Вижу и у вас возле мольберта наушники, что в них играет?

― Обычно слушаю духовные песнопения. Но когда делаю что-то ответственное, выключаю, чтобы ничего не отвлекало.

― Как проводит свободное время современный иконописец?

― Ходим с мужем на «молодежку» ― собрания православной молодежи. В выходные поем с ним на клиросе в храме. Большая часть времени проходит в церкви.

Фото: АиФ/ Александра Казакова
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах