Минимум три звонка в неделю на редакционный телефон посвящены теме транспортной карты. Что уж говорить о горячей линии краевого минсоцзащиты.
Кому выгодно?
На льготный проезд имеют право: пожилые граждане, региональные и федеральные льготники. В общей сложности – 368 жителей Хабаровского края. Пока они получают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) для оплаты проезда в общественном транспорте. Многим, судя по обращениям читателей, этих денег недостаточно. Для них транспортная карта с ежемесячным лимитов в одну тысячу рублей будет выгодней, чем ЕДВ.
Кстати, приятный бонус для многодетных родителей: льготный проезд для школьников не стали ограничивать учебным годом.
«Мера социальной поддержки - круглогодичная, поэтому если семья выберет получение социальной транспортной карты, то проезд по ней будет действовать все 12 месяцев в году, независимо от времени года, каникул или учебного процесса. Летом она блокироваться не будет. Кроме того, пользоваться ей можно будет не только в городском, но и в пригородном общественном транспорте», - рассказала министр социальной защиты населения Хабаровского края Светлана Петухова.
В течение всего 2019 года те, кто выберет транспортную карту, смогут поменять решение и вновь получать поддержку деньгами. Например те, кто ездит очень редко. А вот тем же многодетным семьям карта явно выгоднее. Смотрите сами: школьники из многодетных семей с этого года получают 720 рублей на проезд. Учитывая, что в большинстве школ шестидневка, то при стоимости билета 25 рублей в месяц школьник прокатывает 1200 рублей.
Финансирование льготного проезда, с учётом количества льготников и реальной стоимости проезда, было увеличено по сравнению с прошлым годом почти в два раза. Как говорил на одной из пресс-конференций губернатор Хабаровского края Сергей Фургал, возвращение этой льготы было одним из предвыборных обещаний его предшественника. «Люди ясно дали понять, что стоимость проезда для них – очень болезненный вопрос. Поэтому неважно, кто обещал – льготу надо вернуть», сказал тогда Сергей Иванович.
«Наличку давай!»
Сейчас нужно весь общественный транспорт оборудовать терминалами. И если в крупных городах проблем особых нет: в Хабаровске едва ли не 100% автобусов, трамваев, троллейбусов оснащены терминалами, то в районах и небольших городах с этим сложнее.
Где-то перевозчики сопротивляются «лишним» тратам, где-то сознательно саботируют безналичный расчёт. Ведь в этом случае скрывать выручку от налоговой почти нереально. Кстати, на некоторых хабаровских маршрутах водители открытым текстом заявляют пассажирам: карту не буду принимать, ищи наличку! Свидетелем такого разговора я оказалась лично на маршруте №13. Пожилой мужчина, по виду работяга, хотел рассчитаться по карте, что вызвало негодование водителя. «У тебя что, 25 рублей нет? Какого лешего тогда в автобус заходишь?», «наехал» труженик транспортного цеха на пассажира. Мужик прогнулся в коленях и принялся извиняться. Водитель в виде исключения принял карту.
А если бы на месте пожилого работяги оказался школьник с транспортной картой? Его бы водитель вообще выгнал из салона? Или всё-таки «смилостивился» бы? Буквально на днях на дверях маршрутки №107 увидела откровенное «По транспортной карте не обслуживаем». Невнимательной пассажирке, протянувшей водителю банковскую карту, пришлось сначала что-то выслушать от шофера, потом искать мелочь по всем карманам.
Почему я затронула эту сторону вопроса? Очень не хочется, чтобы благое начинание, спущенное сверху, не натолкнулось на сопротивление снизу – в виде перманентно сломанных терминалов или вот таких водителей, предпочитающих наличку.