Там есть светская хроника, есть масса объявлений, по которым историки могут довольно точно представить быт тех времён.
Итак, что же говорит о всеми любимых праздниках корреспонденция конца XIX века? В исторических хрониках корреспонденту «АиФ-Дальинформ» помогла разобраться ведущий археограф государственного архива Хабаровского края Лариса Просолович.
До первой звезды
Может, кому-то может показаться, что праздники 100 лет назад были такими же, как и сейчас. Конечно, праздничный аспект (ощущение праздника, волшебства) может совпасть, но форма проведения явно иная. Начнём с того, что рождественские каникулы сто лет назад начинались с Рождества 24 декабря (по старому стилю!) и длились вплоть до 6 января - Крещения (19 января по новому стилю). Для тех, кто жалуется, что сейчас очень длинные новогодние каникулы: получается, раньше каникулы были ещё длиннее.
Периодическая печать того времени сообщает, что в Сочельник в Успенском соборе Хабаровска с первой звезды до 5 утра проходит праздничная литургия. Знать и высшие чины города Рождество встречали в том же Успенском соборе, звучала духовная музыка Чайковского, Рахманинова, хор пел «Боже царя храни». Обязательно - орудийный салют и парад (не всегда из-за морозов).
Парад на любой праздник
Кстати, «парадом», судя по статьям, в те дни называли всё - от парада в современном понимании, до любого шествия, в том числе Крестного хода. Военный парад был неотъемлемой частью любого праздника. Просмотрев большое количество информации за XIX век, можно заметить, что везде пишут: «Парад начнётся…», «Парада не будет, извините, потому что холодно». На такой великий праздник, как Рождество, парад предполагался и военный, и церковный. Почему-то Крестный ход, как говорят сегодня, называли «Церковный парад».
Для низших чинов и учащихся рождественская служба проводилась отдельно. Низшие чины - в Иннокентьевской церкви, а учащихся собирали в домовой церкви Кадетского корпуса. После службы начинались народные гуляния: с угощением, катанием с горок и, конечно, красивыми ёлками.
Народные гуляния организовывались за счёт благотворителей. Вообще культура благотворительности была в то время очень популярна и в России, и в Хабаровске. Все местные промышленники, купцы, дворяне так или иначе участвовали в спонсировании гуляний. Плюс и от генерал-губернаторства тоже выделялись деньги.
Помимо этого благотворители организовывали ёлки и для детей, а ребятишки из бедных семей получали подарки. И в газетных хрониках такие, как мы бы сказали сейчас, акции освещались.
Вообще о том, чтобы устраивать подобные благотворительные акции за государственный бюджет, и речи не велось.
Апельсины и мясные пирожки
«Самое демократичное общественное место, где разные чины, социальные слои могли встретиться друг с другом, - это праздничная ёлка, которая ставилась на городском катке. Именно на праздничном катке не работал «табель о рангах». Там могли встретиться кто угодно с кем угодно: ученики элитных гимназий и учащиеся школ для простых детей, начальник и подчинённый, крестьянин и дворянин, - рассказывает Лариса Просолович. - Кроме катка были и горки, и карусели, в принципе, наверное, тот же набор аттракционов, что и сейчас, какая-то праздничная торговля шла - булочки, леденцы. Самым любимым лакомством были мясные пирожки. Так же из новогодних лакомств выделяются апельсины - можно провести параллель с современными мандаринами».
Новый год отмечался организацией бала-маскарада, на котором проводили «лотерею-аллегри». Это были барабаны, из которых участники брали билеты, выигрышными были все билеты. Но призы - чисто символические, ведь деньги, вырученные лотереей, шли на благотворительность. Сам бал начинался в 12 часов ночи и длился до 5 часа утра максимум. Развлечения, танцы, шампанское, игры, задушевные разговоры - в принципе современные праздники могут похвастаться примерно таким же набором.
Конечно, за сто лет немного поменялись виды развлечений, но не поменялось одно: мы любим и с детским трепетом ждём новогодние праздники, предвкушая чудеса и веселье.