Транзитный транспорт - серьёзное испытание для дорог любого города. В Хабаровске, где дорожная сеть представляет собой «лапшу», собранную в узел в центре города, транзитный поток не только разбивает дороги, но и провоцирует пробки.
Ветер в бампер
Протяжённость дорожной сети Хабаровска - 937 км, каждый год «заплаточный» ремонт требуется сделать на 300-350 км дорог, показатель постоянно растёт. На ремонт и обслуживание, по информации управления дорог и внешнего благоустройства мэрии, ежегодно надо почти 1 млрд рублей. Какой бюджет это выдержит?
О строительстве объездной дороги говорили давно, с года 2012, но каждый раз, когда заходил разговор о «Восточном обходе» - так прозвали ещё не существующую трассу - всё упиралось в деньги. Дело сдвинулось с мёртвой точки после создания в Хабаровском крае территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Оказалось, что трасса может связать все три площадки ТОСЭРа «Хабаровск» - «Ракитное», «Авангард» и «Аэропорт». Обосновать строительство и получить под него деньги из федерального бюджета стало проще.
По смете «Восточный обход», сообщил Владимир Быченко, главный эксперт губернатора Хабаровского края, обойдётся в 46,8 млрд рублей. Финансирование планируется из трёх источников: федеральный бюджет около 20 млрд рублей, краевой - 11 млрд, частные инвестиции - порядка 15,5 млрд рублей. Чтобы окупить проект и сделать его выгодным, проезд по «Восточному обходу» будет платным, сейчас звучит цифра около ста рублей.
«Годовой доход бюджета Хабаровского края от реализации автодороги в обход Хабаровска может составить 1,5 миллиарда рублей к 2039 году, - сообщил Владимир Быченко. - После того, как проект перейдёт в краевую собственность, общий доход составит 3,5-4 миллиарда рублей ежегодно».
В течение 2016 года предстоит провести конкурс, подписать все соглашения и с 1 января 2017 года стройка должна закипеть. Сдать трассу планируют к 31 декабря 2019 года.
«Хорошо» - за деньги
Если эти планы удастся реализовать, то мы получим четыре полосы скоростной трассы, 7 двухуровневых развязок, пешеходные эстакады и полный комплекс инфраструктуры. Разрешённая скорость составит 120 км/ч - сейчас на дорогах края максимально разрешены 90 км/ч. Правда, протяжённость трассы составит всего 30 километров, так что, покинув комфортабельный «Восточный обход», водитель опять упрётся в обычную дорогу, где разрешены 90 км/ч, а покрытие оставляет желать лучшего. Некоторые водители недовольны и тем, что дорога будет платной.
«А транспортный налог отменят? - провокационно поинтересовался Алексей, дальнобойщик, с которым я разговорился на стоянке в Зоевке (той самой, где вкусные чебуреки). - Я и так плачу, потому что большегруз. И ещё платить?!»
Недовольство водителя понятно: почему нельзя все дороги, которые строят за бюджет, читай, за наши налоги, сделать хорошими, вместо того, чтобы заставлять за «хорошо» приплачивать? Впрочем, платные трассы существуют во всём мире и все давно к этому привыкли. Так же, как те же платные парковки. Только наши люди предпочитают оставлять автомобиль посреди тротуара или подпирать другие авто в ближайшем дворе, лишь бы не платить за нормальную парковку. Насколько «Восточный обход» будет востребован у обычных граждан, станет ясно после первого года эксплуатации трассы. По оценке специалистов, для выхода на самоокупаемость дорога должна пропускать примерно 10 тысяч автомобилей в сутки. Сейчас мы можем смело вести речь только о двух тысяч авто в сутки.