Оказывается, даже у младенца может появиться вредная привычка. Не удивляйтесь, ведь психологи в это словосочетание вкладывают более широкий смысл, чем большинство людей. Даже сосание пальца, которое обычно так умиляет родителей, тоже считается вредной привычкой.
Разговор с психологом Еленой Мальгрэм принёс немало открытий. Например, вы знали, что регулярное одёргивание в стиле «не грызи ногти!» может иметь прямо противоположный эффект: привычка не только не исчезнет - она закрепится и перейдёт в разряд «патологических». Но давайте по порядку.
Нежность - лучшая профилактика
Петр Самсонов, «АиФ-Хабаровск»: Елена Витальевна, когда начинают формироваться привычки? И с какими из них надо бороться?
Елена Мальгрэм: Даже у маленьких детей уже появляются вредные привычки. Детские зависимости делятся на две группы: патологические (грызть ногти, ковыряться в пупке, качать головой, накручивать волосы на палец, манипуляции с половыми органами - детский онанизм, сосание пальцев или губы); и не патологические: чавканье, ковыряние в носу, шарканье ногами, сутулость, чрезмерная жестикуляция, громкая речь, перебивание взрослых, использование в речи слов-паразитов, использование нецензурной лексики, чтение при еде.
Больше хлопот, чем перечисленные выше вредные привычки, приносят родителям потеря аппетита у ребёнка, нарушения сна, недержание мочи или кала, агрессивное поведение, ночные страхи и вскрикивание во сне, а позднее - несамостоятельность, необязательность в школьных делах, рассеянность и мечтательность.
Тесный внутренний контакт с ребёнком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабевающее внимание родителей к ребёнку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним - это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.
- Когда родителям начинать беспокоиться по поводу вредной зависимости?
- Приобретение вредных привычек характерно для определённого периода развития ребёнка, и не стоит преувеличивать их значения. Некоторые беспокойные или слишком добросовестные родители пытаются исправить поведение ребёнка постоянными внушениями типа: «Не вертись», «Вынь палец изо рта», «Не грызи ногти» и т. п.
Таких родителей, конечно, можно понять, ведь не будешь же безучастно смотреть на такое «неправильное» поведение своего ребёнка. Но необходимо иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна - малыш просто «подсмотрел» такую манеру вести себя у другого ребёнка или даже у взрослого.
Дурные привычки часто исчезают так же быстро, как и приобретаются. Обычно дети даже не замечают этого. Их внимание переключается на что-то новое, и тревожные для родителей симптомы уходят сами собой. Если же сконцентрировать внимание ребёнка на них, постоянно одёргивая его, то опасность их закрепления многократно возрастает, так как ребёнок видит в них средство привлечь к себе внимание взрослых. И избавиться от таких привычек ему будет очень трудно.
Найти проблему
- Для окружающих наиболее заметной привычкой является, видимо, сосание пальца. Выше уже говорилось, что сосательная потребность у младенца является физиологической данностью, которая постепенно ослабевает. Однако есть дети, которые до «детсадовского» возраста требуют для засыпания соску или берут в рот палец. Вообще, привычка что-то сосать или жевать у ребёнка может быть связана с повышенной тревожностью и состоянием стресса. Поэтому прежде всего родителям нужно выяснить причину нервного напряжения ребёнка и устранить её.
- То есть, как только мы найдём причину тревоги, привычка исчезнет?
- Часто бывает достаточным, чтобы мать села рядом с ребёнком на кровать; спокойно поговорила с ним перед сном, подержала некоторое время его ручки, чтобы он мог успокоиться и заснуть. Некоторые родители, особенно мальчиков, считают такие «нежности» непедагогичными, дескать, нельзя баловать ребёнка, пусть засыпает самостоятельно. И для спокойных «беспроблемных» детей это правильно. Однако очень часто за такими аргументами стоит вполне понятное желание родителей побыстрее освободиться вечером от забот и отдохнуть самим. Но если они действительно хотят помочь сыну или дочке избавиться от вредных привычек, то одними командами и силовым нажимом ничего не добьёшься. Ежедневное спокойное и нежное общение с ребёнком непосредственно перед сном сделает его более уравновешенным и менее возбудимым.
В возрасте от двух с половиной до трёх лет роль «успокоителя» может сыграть мягкая игрушка, например, плюшевый медвежонок, которого ребёнок постоянно берёт с собой в постель на ночь. Чем старше ребёнок, тем труднее отучить его сосать палец. Наряду с усиленным нежным вниманием надо постараться внушить ребёнку веру в собственные силы, возлагая на него небольшие обязанности, с которыми он в состоянии справиться под руководством родителей.
- А как отучать школьника? Полагаю, что именно в школьном возрасте у детей возникает большинство вредных привычек.
- Рецепт тот же: уделяйте школьнику больше нежного внимания и одновременно развивайте его самостоятельность так, чтобы он ощутил веру в свои силы. Чутким отношением, совместными занятиями и играми можно добиться постепенного отвыкания от привычки. Важно находиться в постоянном контакте с воспитателями, учителями, чтобы быть в курсе поведения ребёнка в группе или классе. Некоторые чувствительные дети становятся неуправляемыми, когда оказываются рядом с более уравновешенными детьми и ощущают их превосходство. Такие дети особенно страдают от недостатка внимания.
В таких случаях родители должны спросить себя: хватает ли ребёнку внимания в семье, ощущает ли он себя защищённым, уверен ли он в своих силах? Зачастую можно проследить прямую причинно-следственную связь между возникновением нехорошей привычки и событиями в жизни человека. Иногда родители уверяют, что всё началось внезапно и беспричинно. Нет, так не бывает. Задайте сами себе вопрос и ответьте, только честно: вы знаете, что происходит в жизни вашего ребёнка?
Учтите, что различные нарушения в поведении и вредные привычки могут быть как абсолютно безобидными и проходить сами собой, но они же могут являться и симптомами серьёзных нарушений в отношениях ребёнка с окружающим миром, а иногда и быть следствием определённого заболевания. Поэтому для начала необходимо тщательно проверить эти симптомы, чтобы установить, хватает ли ребёнку внимания и ласки.