Оживить хрущёвскую «оттепель» в раритетных экспонатах и воспоминаниях очевидцах попытались хабаровские музейщики.
Поводом для создания выставки послужила круглая дата. Шестьдесят лет прошло со знаменательного события, после которого советские люди почувствовали себя свободней. В феврале 1956 года состоялся ХХ съезд КПСС, на котором была произнесена речь Хрущёва о разоблачении культа личности сами знаете кого.
Свобода и контроль
- Выставку решили не посвящать полностью этому событию, а отразить этот исторический феномен - «оттепель» - в событиях жизни хабаровчан того времени, и предметах их обихода, - рассказала корреспонденту «АиФ-Дальинформ» Анна Аверина, научный сотрудник отдела истории Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова. - Начинается путешествие по недалёкому, но почти забытому времени с кабинета партаппаратчика.
Это напоминание о том, что освобождение мысли находились всё-таки под неусыпным контролем партии. То есть, вроде уже не запрещалось, но ещё регламентировалось. К примеру, анекдоты про Ленина уже ходили в массах, но собирать их было ещё не в чести.
Вспомните популярные в те времена коллекции бюстов Ленина, фотографии Маркса и Хрущёва в кабинетах начальников.
В эти годы выходит как раз полное собрание сочинений Владимира Ильича, и появляется термин «Лениниана».
Дома не на века
- Из кабинета мы выходим на улицы Хабаровска, поэтому экспозиция продолжается фотографиями города тех лет, - продолжает Анна. - Здесь можно увидеть колонны демонстраций, подходящих к площади им. Ленина. Уже в те годы присутствовали театрализация и украшения на машинах.
А вот праздник, посвящённый 100-летию Хабаровска, на только что отстроенном стадионе «Динамо» - был когда-то самым крупным на Дальнем Востоке, на пять тысяч посетителей.
Мало кто помнит, что первый цирк-шапито стоял в Хабаровске на главной площади, там, где сейчас находится медицинский университет. Позже цирк переехал на Центральный рынок, однако главный вход в него был уже другим. Представления проходили только летом, и, в основном, знаменитых артистов.
Вообще, в те годы, вспоминают горожане, в наш город приезжало много известных в стране писателей, поэтов, артистов балета, кино и театра. И каждые гастроли собирали толпы зрителей.
А как обойти вниманием массовое строительство, которое захлестнуло Хабаровск в шестидесятые! Строились бульвары, будущая набережная и наследие оттепели – «хрущёвки». Массовая застройка города жильём обещала тысячам горожан заветные квадратные метры.
- По статистике тех лет, 80% жителей Советского Союза, и, соответственно хабаровчан, жили в коммуналках, либо в деревянных домах барачного типа без удобств, - уточняет Аверина. - И, конечно, переезд в отдельную квартиру считался событием неимоверного масштаба.
Это сейчас мы ругаем архитекторов «хрущёвок» за мелкие кухни и проходные комнаты. Но эти постройки были рассчитаны на 25 - 30 лет. В паспортах к этим домам так и написано, - утверждает научный сотрудник отдела истории музея. Предполагалось, что, спустя некоторое время, будет воплощена другая программа застройки жильём, но не тут-то было…
Скутер из 60-х
Рождённые в СССР посетители выставки, видя предметы, которыми они пользовались, и считали источником прогресса всего-то полвека назад, начинают улыбаться и радостно восклицать.
- Сын, смотри - это скутер 60-х годов! - представил папа своему отпрыску 12-14 лет первый советский мотороллер.
- Компостеры для билетов, и касса из автобусов и троллейбусов, - слышалось из другого конца выставочного зала. Красной краской на крышке советского кассового аппарата написано: 15 копеек. Кто помнит то время, когда проезд в общественном транспорте стоил считанные копейки?
Ещё одна примета того времени: деревянные стенды со свежими газетами. Заметьте, с читателей никто денег не брал. Несколько человек, внимательно читающих передовицу прямо на улице, – вполне обычная картина. Такие стенды стояли на автобусных остановках, в парках и на площадях.
Музейщики же решили покреативить. Распечатали и прикрепили на стенд тезисы из «Кодекса строителей коммунизма» (к 80-го году прошлого столетия планировалось построить коммунизм). Можно взять с собой понравившийся тезис, и подумать на досуге, актуален он сейчас или нет.
Быт 1950-1960-х представлен и в вещах: вот сифон для газирования воды, декоративная косметика и парфюмерия тех лет - духи «Дымок», пудра «Лебяжий пух» и т.д. Необычными для многих стали детали гардероба - подтяжки для носков и фильдеперсовые чулки.
Выставка предметов конца советской эпохи могла бы быть более насыщенной. К сожалению, многие горожане, не задумываясь, выбрасывают оставшиеся от бабушки чашки, другие «старые» вещи. А между тем эти предметы уже стали раритетом, и могли бы занять достойное место в коллекции музея.
Анна поделилась со мной напоследок: самым желанным предметом советской действительности был бы для музейщиков светофор. Может, у кого завалялся?
О своём желании передать музею что-нибудь в дар можно сообщить по телефону: 30-64-73.