Театры, скорее всего, будут последними, кому предстоит выйти из карантина и, избавившись от оков коронавируса, принять в свои объятия зрителей. Сегодня они выкручиваются, как могут: где-то идут репетиции будущих спектаклей и онлайн-трансляции уже прошедших, где-то актёры сидят дома и изобретают способы не потерять творческую форму: от написания стихов до видеоблогов - в ход идёт всё. Каково актёру остаться без зрителя и какой была бы пьеса о коронавирусе, рассказал драматург, режиссёр и актёр Драматического театра Комсомольска-на-Амуре Дмитрий Стертюков.
Актёры в масках
Когда - ещё в декабре - призрак коронавируса появился в информационном поле, Дмитрий, по его словам, не испытывал ни страха, ни паники. И не задумывался о том, как вирус скажется на его жизни и работе. В памяти возникала атипичная пневмония: в начале двухтысячных годов Дмитрий учился в Благовещенске в училище культуры, и там, в связи с близостью к Китаю, действительно было сначала страшно. Возник непонятный вирус и люди умирали. А потом всё как-то само собой закончилось. Изначально он предполагал, что сценарий будет таким же.
Но с непривычными ощущениями сегодня столкнулся, по словам Дмитрия, весь мир.
«Кроме всего, я учусь заочно на режиссёра и сейчас у меня сессия - разумеется, дистанционная. И вроде бы удобно: ехать никуда не надо, и временное жильё себе и собаке искать не нужно, а стресс при этом жуткий. Непонятно, как писать конспекты, как отправлять домашние задания. В общем, история практически такая же, как когда меня, левшу, в школе пытались заставить писать, как все, - правой», - говорит Дмитрий.
Готовь сказку летом
Сейчас театр потихоньку начинает работу - всё так же, в перчатках, масках и с дистанцией в полтора метра, но репетиции возобновились. Идут читки, проходит творческая инвентаризация внутри театра. Приступили к постановке новогодней сказки.
«Нам сразу было понятно, что этот театральный сезон уже закончился и пора готовиться к новому. Хотя, когда он стартует, не знает никто, - отмечает драматург. - Но в любом случае актёры рады, наконец, выйти из дома. А я при всей кажущейся общительности, наверное, затворник. Для меня самоизоляция прошла незаметно».
Перспектива в будущем сезоне играть спектакли в медицинских масках перед полупустым залом, где зрители сидят в защитных костюмах на безопасном расстоянии, Дмитрия не вдохновляет.
«Будем надеяться, что до этого не дойдёт. Хотя в репертуаре нашего театра есть спектакль, идеально подходящий. Называется «Чисто семейное дело»: всё действие происходит в больнице, и там все до единого актёры могут совершенно оправданно ходить в масках. А вот Шекспира в маске не поиграешь. С другой стороны, в древнегреческом театре вообще все были в масках, но, правда, другого толка, да и роли исполняли только мужчины. Но лично я хочу верить, что наш театр не превратится ни в больничный, ни в древнегреческий», - смеётся Дмитрий.
Коронавирус - это триллер
При всех минусах нынешней реальности есть и плюсы: коронавирус поводов для полёта фантазии и создания новых сюжетов даёт с избытком.
«Если бы я писал коронавирусный триллер, то сюжет бы опирался на теорию заговора. Просто исходя из того, насколько разноречивая информация о вирусе поступает, да и много есть болезней, от которых людей куда больше умирает, а паники такой нет. Конфликт бы строился вокруг ущемления прав людей. Вокруг всего этого легко можно написать очень острую социальную пьесу, - отмечает Дмитрий.
Будем надеяться, что скоро эпидемия уйдёт, и коронавирус останется только в памяти, а также в кино, театральных постановках и ночных кошмарах о самоизоляции».