В Хабаровске состоялся закрытый показ короткометражного художественного фильма «Спасённый» хабаровского режиссёра Сергея Яковлева. «АиФ-Дальинформ» стал информационным партнёром кинопоказа.
После премьеры наш корреспондент поговорил с автором об особенностях местного кинопроизводства и проблемах развития дальневосточного кино.
Герой – это навсегда?
Немного о фильме. В центре сюжета – Николай, мужчина средних лет, однажды совершивший подвиг: участвовал в спасательной операции, вытаскивал шахтёров из-под завалов. События тех дней наложили отпечаток на всю его жизнь. Дома все стены увешаны вырезками из газет, на почётном месте – награда. Сынишка с пелёнок знает: его папа – герой. Девушка-кассир узнаёт в нём спасителя своего дяди и опять звучит слово «герой». Но однажды по пути домой, спеша на день рождения сына, Николай видит, как на рельсы падает пьяный человек. Слышен гул приходящего поезда. Ещё есть время прыгнуть вниз, вытащить пьянчугу. Или нет этого времени, ведь уже видны фары и можно погибнуть самому, спасая другого?..
- Самый главный вопрос, который я задавал себе всё время: обязан ли герой в любой ситуации быть героем до конца? – рассуждает автор сценария и режиссёр Сергей Яковлев. - Обязан ли он, единожды совершив подвиг, всегда бросаться «в пекло»? Если однажды он струсил или разумно оценил свои возможности, остался он героем или уже нет? Ответы на многие вопросы нужно искать в поведении и поступках других персонажей фильма.
Сама история, к слову, хоть и заявлена как вымышленная, но построена на реальных событиях.
- Прототип у главного героя есть. Я не буду называть, кого мы взяли, но знайте - он есть, - держит интригу Сергей. - Есть в фильме документальные вставки из фильма «Шесть дней, шесть ночей» (документальный фильм о спасательной операции на шахте Западная-Капитальная в Новошахтинске. В результате аварии, произошедшей 23 октября 2003 года, под завалами оказались 46 шахтёров - прим. ред.), но на этом документалистика заканчивается. А сам сюжет художественный вымысел, написанный мной.
Мороз и ветер
Вся история занимает 15 минут экранного времени, но производство фильма (от написания сценария до премьеры) заняло около полугода. Так как это было?
Съёмочная бригада, рассказывая о процессе работы, в первую очередь произносила «Холодно!». Основное действие разворачивается на железнодорожном вокзале, а снимали в октябре. Естественно, где-нибудь в Голливуде выстроили бы отапливаемый павильон, но мы говорим о дальневосточном кино. Какие павильоны? Только натура, только хардкор!
- Со сроками мы задержались, обычно такие эпизоды как сцена на вокзале надо снимать летом, - продолжает Сергей Яковлев. – Моментов было много – доработка сценария, раскадровка, поиски оборудования. В итоге начали только в середине осени.
Отдельная история - поиск локации. Первоначально планировали снимать на станции «Юбилейная», даже сделали пробы и режиссёру понравились кадры. Но станция оказалась с подвохом.
- Приезжаем вечером на пробные съёмки и понимаем: там нет ни одного фонаря и территория, которая так отлично нам подходила при свете дня по атмосфере, ночью не подходит, ну вообще никак, - разводит руками Сергей. – Думали об искусственном свете, но у нас не было таких ресурсов. В итоге переместились на станцию «Амур», где всё было отлично, кроме ветра и жуткого холода. Камеры разряжались на раз, актёры замерзали, приходилось уходить греться, а когда прослушали звук, на записи оказались помимо шума ветра, другие звуки, которые нам не очень-то и нужны были.
Словом, по ходу съёмок группа столкнулась со множеством мелких, раздражающих трудностей, о которых хорошо известно профессионалам, но «Спасённого»-то снимали любители. Зато теперь и Сергей, и его команда получили огромный опыт, который они планируют применить в следующем проекте.
- По всем правилам, максимум на такой фильм – пять съёмочных дней. Увы, мы были лишены ясности во времени. Нужно было подстраиваться прежде всего под рабочий график актёров, - продолжает С. Яковлев. – У нас играли театральные актёры, они зачастую приходили на съёмки уставшие. Это оказывало определенное влияние на организацию работы.
Есть и объективные сложности: в Хабаровске нет такой мощной школы кино, такой «движухи», как в Москве или в Питере.
- В Московской школе кино или ВГИК средний бюджет дипломного фильма составляет 500 тысяч рублей. Но мы же в Хабаровске. Здесь сложно найти деньги, найти людей, оборудование, - объясняет Сергей. - У нас нет движения в этом смысле, инфраструктуры. Но никто не сказал, что не нужно ничего делать. Инфраструктура сама по себе не появится, и надо показывать, что в Хабаровске можно и нужно снимать кино.
Для команды это даже был своего рода вызов: обходясь тем, что есть, сделать хорошее качественное кино. Тем более, что, судя по многим фильмам, идущим на больших экранах, внушительный бюджет – не гарантия качества.
- Я хотел избежать ситуации, когда при плохом результате говорят: «Да, так себе, но мы же старались». И всё превращается в какой-то акт жалости к своей работе. Короче, хотелось снять фильм, за который не стыдно, и я думаю, мне и моей команде это удалось, - считает автор.
Сейчас у Сергея новый этап продвижения фильма: режиссёр выставляет его на фестивали и конкурсы короткометражек, как российские, так и зарубежные.