Примерное время чтения: 6 минут
221

Расплата за люк. Как возместить ущерб, причинённый плохими дорогами?

Пандемия коронавируса рано или поздно закончится, чего не сказать об извечной российской проблеме. Дороги! Нередко именно они, а точнее, их ненадлежащее состояние, становятся причиной повреждений автомобиля. Как в таком случае жителям края возместить ущерб, рассказал судья Хабаровского краевого суда в отставке Дмитрий Демидов.

Полицейский в помощь

Начнём с того, что открытые колодцы на дорогах находят своих жертв даже в центре краевой столицы.

В этот момент нужно вспомнить о том, что попадание колеса в яму - это дорожно-транспортное происшествие. То есть «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб».

Далее из правил дорожного движения вспоминаем: при ДТП водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.

Дмитрий Демидов
Фото: АиФ/ Дмитрий Демидов

Однако, если ущерб причинён только вашему авто, покинуть место ДТП вы вправе, предварительно зафиксировав все обстоятельства с помощью видеофотосъёмки, схем и записав контакты свидетелей.

Тем не менее, если вы намерены обратиться в суд за возмещением ущерба, стоит вызвать и дождаться полицейских. Они составят документы, которые вы понесёте в суд в качестве доказательства.

Кроме того, есть формальности, которые сможет правильно обозначить только сотрудник полиции: какая дорога (название, номер), какой участок дороги (в км), какие знаки действуют на этом участке.

Именно так поступил житель Хабаровска, который на своём автомобиле летом 2018 года угодил в открытый люк в районе одного из домов по улице Дзержинского. Административные материалы ГИБДД были приняты Кировским районным судом наряду с другими доказательствами по делу. Иск о взыскании ущерба был удовлетворён.

У колодца есть владелец

Кто владелец предмета, который стал причиной повреждения? Этот вопрос может оказаться самым сложным в процессе доказывания. Все причастные организации будут показывать друг на друга пальцем и отказываться от добра, создавшего им проблем.

Ведь незакрытые колодцы могут быть на балансе и водоканала, и теплосетей, и связистов, и других организаций.

Возможно, придётся самостоятельно искать концы, делать запрос в администрацию города.

«К примеру, в Ванино по делу, рассмотренному местным судом, было установлено, что тепловой колодец является собственностью городского поселения. В Хабаровске Центральный районный суд взыскал ущерб с теплосетей в лице Дальневосточной генерирующей компании. Центральный районный суд Комсомольска-на-Амуре установил, что колодец находится на обслуживании местного муниципального унитарного предприятия по благоустройству города», - рассказал судья Хабаровского краевого суда в отставке Дмитрий Демидов.

По всем делам суды приходили к выводу, что ответчики не обеспечили надлежащее обслуживание и присмотр за своим имуществом и допустили нахождение люка в открытом состоянии на дорожном полотне.

Но есть колодцы, а есть элементы ливневой канализации дороги, как правило, закрытые решёткой. Так вот, такие устройства - это часть дороги. То есть, если машина пострадала от попадания в такой участок, нужно установить, чья дорога, кто её, включая ливневую канализацию, должен был обслуживать.

Амурский городской суд по одному из дел пришёл к выводу, что дорога, где случилось ДТП из-за открытого люка ливневой канализации, является дорогой местного значения. Обязанность обеспечивать безопасность дорожного движения на ней лежит на поселении. Ущерб взыскали с муниципального образования.

Смотри, куда едешь!

Часто мы забываем истины, зафиксированные в ПДД, и вспоминаем о них только в суде, когда о них напоминают ответчики.

Итак, ПДД обязывают водителя при возникновении опасности для движения, которую он в состоянии обнаружить, принять меры к снижению скорости вплоть до остановки.

Как часто бывает в жизни, выполнить этот пункт правил дорожного движения нам не позволяет выбранная скорость движения. Особенно печально могут сложиться дела, когда эта скорость ещё и не соответствует максимально разрешённой. Грубо говоря, полбеды, если вы на скорости въехали в открытый колодец и ущерб причинён только имуществу. В том случае, если при движении с превышением скорости, которая не позволила вам остановить автомобиль перед открытым колодцем, ваш автомобиль въехал в него, затем вылетел на встречную полосу, где столкнулся с другим авто, есть жертвы, - открытый колодец не поможет избежать уголовного наказания, возможно, лишь смягчит его.

Фото: Правительство Чувашии

Вернёмся к искам о возмещении ущерба. Они напрямую связаны с положениями о том, что нужно видеть, куда едешь, соблюдать скорость, не испытывать судьбу, остановиться перед препятствием.

Часть 2 ст. 1083 Гражданского кодекса РФ гласит: «если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен».

Часто сторона ответчика не обращает внимания на эти нормы, но в деле, которое пересматривал Верховный Суд РФ, в люк угодил дорогой мерседес, ущерб составил под миллион, поэтому без боя никто сдаваться не хотел. По делу провели две экспертизы: высчитывали скорость движения автомобиля, техническую возможность остановиться перед колодцем с учётом этой скорости, расстояние, с которого водитель должен был увидеть открытый люк. И результат был таков, что выплаты уменьшили.

Иной раз едешь по новой дороге и думаешь, кто тот гениальный инженер, который придумал размещать колодцы под проезжей частью, кое-где по пять штук на десять квадратных метров?! Люки разрушаются, их воруют, на этом участке нет должного сцепления всех четырёх колёс с дорожным покрытием. Видимо, есть какое-то объяснение таким техническим решениям, соответствие СНИПам. Ясно лишь одно - бороздить просторы Вселенной нам пока рано, а о земных делах ещё думать и думать!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах