Жители Хабаровского края и ЕАО не торопятся страховать жильё

Ксения Туртыгина / АиФ

«После наводнения, кажется, Путин сказал, что люди не страхуют своё жильё, а потом бюджету приходится платить. Вроде собираются закон издавать об обязательном страховании жилья», - из письма в нашу редакцию В. Федоренко, Комсомольский район Хабаровского края.

   
   

В общей сложности из федерального бюджета пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке за пострадавшее и утраченное имущество было выплачено около 40 млрд рублей. Причём по большей части пострадали частные дома в посёлках и городах, то есть жильё, которое находится в частной собственности.

Право или обязанность?

Государство в тот момент не разбиралось в нюансах владения, не до того было. Но позже Владимир Путин, президент России, действительно высказался в том роде, что на государство надейся, а сам не плошай. Как выяснилось, застраховано было чуть более 3% жилья от общего количества пострадавшего. Поэтому зародилась мысль: обязать граждан страховать свою собственность, дабы при возможных ЧС бюджет нёс меньшую нагрузку.

«Поначалу предполагали пойти по примеру ОСАГО и вменить гражданам в обязанность страховать жильё от стихийных бедствий. Однако все страховые компании заявили категоричное «нет», - рассказал Николай Галушин, один из экспертов, работающих над законопроектом, первый зампред правления страховой компании «СОГАЗ». - К нашему мнению прислушались, и в первом чтении из законопроекта ушло слово «обязан».

Нюансы закона

Работа над законопроектом продолжается, после второго и третьего чтений текст может существенно измениться. Однако, по словам Н. Галушина, основополагающий принцип не изменится, а он таков. Страховать ли квартиру или дом от стихийного бедствия  - хозяин жилья решает сам, никто его к этому не принуждает. Если в случае наводнения, землетрясения и прочих бед единственное жильё было разрушено или повреждено, без крыши над головой не останется никто - государство предоставит жилплощадь. А вот дальше начнутся различия.

«Если жильё не было застраховано, то пострадавший получит новое на условиях социального найма, без права приватизации. Если жильё было застраховано, то человек получит страховую выплату и помощь из бюджета. На эти деньги он отремонтирует дом или построит новый, при этом сохранив право частной собственности, - объяснил эксперт.

В общем-то, идея правильная: в странах, с развитым институтом частной собственности, граждане даже не сомневаются в том, что страховать имущество нужно. Например, в Японии объём страховых взносов на одного жителя составляет более $9 тысяч. Среднестатистический дальневосточник едва дотягивает до $200, в основном это ОСАГО, либо жильё, купленное по ипотеке.

   
   

Вернёмся в реальность. В Хабаровском крае и ЕАО 90% пострадавших от наводнения - сельские жители. При смешных доходах в деревнях (8 тысяч, например, у почтальона) вряд ли сельчане побегут отдавать по 5-10 тысяч за страховку. К тому же у страховых есть требования к возрасту постройки. Неохотно страхуют здания, построенные до 1955 года. А уж как страховые компании возмещают ущерб, спросите у владельцев полисов ОСАГО.

Смотрите также: