Грубая, нещадно плотная застройка и безответственное отношение к памятникам архитектуры - обычное, к сожалению, дело в крупных городах.
Тем ценнее каждый пример заботы о нашей истории. За восстановление двух исторических зданий в Хабаровске неравнодушный житель города получил престижные дипломы на всероссийском фестивале с международным участием «Архитектурное наследие ХХ века - 2018», который состоялся в июле в Москве.
Корреспондент «АиФ-Дальинформ» поговорил с человеком, который спасает историю Хабаровска своими руками. Знакомьтесь - хабаровский бизнесмен, реставратор по призванию Валерий Хидиров.
Задело за живое
В Москве на престижном конкурсе работы Валерия Хидирова представляла его жена Светлана, дочь Алана и сын Зураб - все они активно, делом поддерживают мужа и отца. Проекты Валерия Хидирова завоевали дипломы в номинации «Сохранение культурного наследия». Реставрацией памятников архитектуры в Хабаровске Валерий Зурабович занимается уже почти 20 лет. Практически по брёвнышку собирал два исторических здания по улицам Дзержинского, 60 и Калинина, 72.
«В этом фестивале принимали участие итальянцы, финны, португальцы, и многие другие. Сам формат создан для привлечения финансовой помощи для подобных проектов, как наш, что в свою очередь повышает интерес и к архитектуре родных городов, и к их истории, - рассказывает Валерий Зурабович. - В министерстве культуры России обратили внимание на этот фестиваль, и в этом году он прошёл на очень высоком уровне в Москве. Были представители Международного и Российского союзов архитекторов. Очень приятно, что меня отметили именно на этом фестивале и удостоили чести быть награжденным дипломами».
Первый дом, который восстановил наш герой, - пряничный особняк по улице Дзержинского. Но это сейчас домик как с картинки, а увидел его Валерий Зурабович в крайне плачевном состоянии. Что-то в тот момент перевернулось в душе хабаровчанина, зацепило за живое.
«Тут правильнее сказать спасение домов, а не реставрация, потому что дома были в ужасном состоянии, - вспоминает гость редакции. - Если бы мы тогда ничего не сделали, то они могли рухнуть, оставив только пыль. Но успели, спасли. Когда я работал над первым домом, люди реально не понимали, зачем мне это. Какой-то человек восстанавливает развалюху и ещё за свой счёт - зачем? А ведь там ещё и люди жили, на втором этаже. А на первом вода стояла по колено…»
Удачное соседство
Валерий Хидиров пошёл в ЖЭУ, навёл справки, начал собирать разрешительные документы. Поначалу было непросто: к кому идти, с какими документами, как искать чертежи здания, фотографии, чтобы восстановить исторический облик.
«Я начал спасать первый этаж - стягивать, подпирать, чтобы дом сверху не начал рассыпаться. Повезло, что недалеко от этого дома жил тогдашний губернатор края Виктор Ишаев и из его окон было хорошо видно развалюху, - продолжает собеседник. - Это соседство очень помогло делу спасения дома, многие разрешения удалось получить без проволочек».
Восстановление дома по Дзержинского шло несколько лет. Реставратор-самоучка искал материалы только того времени, полностью отказавшись от современных аналогов - этот факт сообщество архитекторов отметило особо. Так же он поступил и со вторым домом, по улице Калинина, по крупицам возрождая облик, заложенный авторами, - от гвоздя до ограды.
Чехов против Дерсу
В своё время Валерий Хидиров поддержал очень хороший проект НПЦ по ОПИК воссоздать кусочек старого Хабаровска, сделать некий прообраз слободы.
«Планировалось сделать это по улице Истомина, где оставались деревянные исторические строения, но идея не наша поддержки. Сейчас эта улица уже плотно застроена и продолжает застраиваться бизнес-центрами и жилыми домами. О какой «слободе» может идти речь? - пожимает плечами собеседник. - Последней весомой потерей был дом Круговского, его сожгли, теперь он закрыт баннерами. Можно сказать, что ансамбль исторических зданий в Хабаровске исчезает. Я спасаю то, что способен спасти. Хотелось бы, чтобы власти уделяли больше внимания тому, что ещё можно сохранить для истории города».
Ещё один из проектов, который, возможно, всё-таки получится воплотить, - сквер, посвящённый легендарному Дерсу Узала.
«Дерсу Узала - один из тех героев, кто напрямую, живыми нитями связан с нашим городом. Но со сквером встала неожиданная проблема. Я поинтересовался в администрации, говорю, что был такой герой в такие-то годы, хотел бы увековечить, есть прототип памятника, готов всё сделать за свой счёт, - делится Валерий Хидиров. - Мне в администрации города отвечают: он был японским шпионом, не нужен Хабаровску памятник шпиону, лучше Чехова давайте поставим. Я не против Чехова, и у художника Владимира Бабурова есть отличный проект. Но Чехов с нашим городом практически не связан, был тут проездом. У кого, скажите, имя этого великого писателя вызывает прямые ассоциации с Хабаровском? Я очень надеюсь, что в будущем получится сделать сквер имени Дерсу Узала».
Говорить - не делать
Много шума наделал проект воссоздания триумфальной арки, построенной в 1891 году к приезду цесаревича Николая. Валерий уже несколько лет занимается этим проектом, собрал подписи уважаемых и известных людей нашего города в поддержку идеи. Вопрос очень серьёзный, такие проекты принимаются и поднимаются всей общественностью. Также появилась группа энтузиастов, в том числе народный художник Геннадий Павлишин, они обратились с письмом в гордуму, предлагая вернуть арку на место. По информации краеведов, арок было две: одна, основная, стояла на нынешней ул. Шевченко; дополнительная, нижняя - по ул. Тургенева, перекрывая её между музеем им. Гродекова и памятником Якову Дьяченко. Выглядели они по-разному. Нижнюю снесли, верхнюю в страшные 20-е годы ХХ века разобрали на дрова.
«Да, исторический факт: арка к приезду цесаревича Николая была. Установить её на ул. Тургенева, сами понимаете, проблематично. Но её можно живописно разместить и на подъёме с набережной. Выступаю за то, чтобы воссозданная арка была максимально приближена к той, которая украшала Хабаровск к приезду цесаревича. Основной вопрос - материал, я же выступаю только за дерево, а мне начали говорить про металл, камень, - объясняет Валерий Хидиров. - Есть важная особенность этой арки: узоры, когда поднимаешься к ней, начинают переливаться, такой эффект дает только дерево - это очень тонкая работа. Плюс на истории с аркой пытались пропиариться все кому ни попадя, но как до дела дошло - замолчали. Эти активисты все разрешения почти получили, но вопрос «Как строить будете и какими средствами?» свёл их активность на нет».
Валерий Зурабович предпочёл уйти с головой в другой проект: восстановление дома Плюснина. Но об этом поговорим в другой раз.