aif.ru counter
126

Художник, как артист. Если его искусство никто не видит - он умирает

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ-Дальинформ 15/08/2018
Песчаные скульптуры могут «прожить» больше года.
Песчаные скульптуры могут «прожить» больше года. © / Юлия Терентьева / АиФ

Во многих странах мира летом, когда наплыв туристов увеличивается в разы, градоначальники практикуют всевозможные фестивали. Тем самым привлекают туристов и обеспечивают занятость художникам и скульпторам.

Недавно на фестивале скульптур из сена и соломы, проходящего во Франции, впервые побывал известный на весь Дальний Восток и за его пределами художник, основатель хабаровской школы ледового искусства, член Правления Хабаровской краевой организации ВТОО «Союз художников России» Сергей Логинов.

«АиФ-Хабаровск» беседует с художником о важности подобных мероприятий для творческих людей и зрителей.

Народный материал

Ольга Аполлонова, «АиФ-Хабаровск» : Сергей Николаевич, вы уже более двадцати лет являетесь участником и победителем всевозможных международных и всероссийских конкурсов скульптур, но впервые попробовали сделать композицию из соломы и сена. Век живи - век учись?

Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

Сергей Логинов: Я собирался туда ещё два года назад. Но на этот международный фестиваль очень трудно попасть. Организаторы требуют, чтобы мастера имели большой опыт работы с подобными материалами или серьёзное портфолио. Второе, конечно, у меня соответствует требованиям, а вот с первым - проблема.

Но моя напарница меня убедила, что с сеном и соломой не так сложно работать. Правда, на первый раз я решил сделать не сложные скульптуры, но с юмором. И понял, что в таком ключе и нужно представлять этот материал. Солома - своеобразный материал, я бы сказал народный: трубчатая, жёсткая. А сено тонкое, как волос, и очень податливое. Без сопутствующих составляющих - деревянных брусьев и проволочной сетки - эти материалы не работают. Зато солома имеет разные оттенки, и из них можно складывать рисунок.

- Наверное, для обустройства и организации подобной площадки требуются большие затраты?

- Не думаю, что организация такого фестиваля затратная. Мы работали на большой поляне, которая располагалась вдоль оживлённой трассы. Рядом коровы паслись. Организаторы даже не готовили специально площадку, а также разрешали использовать материалы, лежащие у нас под ногами: камушки, цветочки, корешки. Да и для заготовки соломы и сена много затрат не нужно.

- Но у нас, вблизи Хабаровска, ведь тоже подобных мест масса и травы летом предостаточно.

- Конечно. Материала очень много, и он лежит под ногами. Только нужно немного помочь его собрать. Да для одной скульптуры не требуется огромная масса сена. Всего охапка. Мягкая металлическая сетка и проволока у нас тоже продаются. Причём этот же материал можно потом спокойно использовать ещё не раз.

В России уже где-то начали проводить подобные фестивали, но в нашем регионе ещё из соломы композиции не делают. Пока не поздно, нужно здесь, в Хабаровске, организовать его.  К примеру, на Большом Уссурийском острове. Здесь можно сделать музей этнографии под открытым небом и площадку под фестивали выделить. От города недалеко, а значит, не нужно строить отели, особую инфраструктуру. Участники фестивалей могут спокойно добираться на место автобусом.

Поедут за красотой

- Но фигуры из песка и соломы недолговечны.

- Песчаные скульптуры, к примеру, смогут «прожить» больше года. Это долговечный материал. Причём, огромные композиции можно усовершенствовать в течение двух месяцев. К тому же каждый слой фигуры закрепляется водой, немного смешанной с клеем ПВА. В итоге её поверхность становится очень прочной.

Мы же ставили однажды уже песчаную скульптуру медведя на набережной. Так она до следующей весны простояла. Сквозь песок даже трава стала прорастать, поэтому пришлось демонтировать.

Конечно, песок, солома, лёд - это не дерево, камень или металл. Но в этом-то и прелесть, каждый год можно создавать что-то новое. И смысл таких фестивалей не в создании чего-то «вечного», а в привлечении художников, местных жителей и туристов.

- А к нам поедут художники летом, да ещё так далеко? Потребуется премиальный фонд или иная «завлекалка».

- Поедут, я не сомневаюсь ни секунды. Ведь край у нас интересный и город красивый. Поедут мастера, которые уже знают Хабаровск и постоянно участвуют в фестивалях ледовых скульптур и принимали участие в песчаном фестивале.  Но, для начала, можно сделать городской конкурс или краевой.

Местных художников в наших городах и посёлках хватает. Нужно их хоть немного заинтересовать финансово. С этим, конечно, у нас возникают сложности. Художников нельзя обижать, ведь создавать скульптуры независимо от материала, будь то лёд, солома или песок - труд кропотливый. Художники - люди не богатые, даже иностранные.

Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

Если раскрутить летний фестиваль по подобию зимнего, будет очень интересно.  Были бы финансы. А их можно получить от туризма. Фестиваль - это же прекрасный повод пригласить гостей со всего света.

Но проблема кроется гораздо глубже. Мы постоянно слышим про отток молодёжи с Дальнего Востока. Уезжают, в том числе, очень интересные, талантливые молодые художники, архитекторы, дизайнеры, потому что им здесь реализовываться негде. Картины они пишут, где попало: кто на кухне дома, кто в гараже. Хорошо, если есть уголок, где можно творить, а что потом? Где выставлять работы? Галерей современного искусства, да и просто выставочных некоммерческих залов в Хабаровске, к примеру, нет.

Мы теряет потенциал. К примеру, хабаровчанин Андрей Блажнов, очень талантливый график. Он уже в Москве и вошёл в десятку лучших художников России.

Предел мечтаний

- Но есть галерея Федотова, художественный музей.

- В музее свободных площадей нет, они даже свои экспозиции в коридорах выставляют. В галерею Федотова тоже не пробиться, потому что в Хабаровске только членов Союза художников 120 человек. И если каждый принесёт хоть по одной картине, завешают весь зал, и молодым опять места не хватит. А молодёжи очень нужно выставляться. Художник, как артист: если его искусство никто не видит - он умирает.

Невольно начинаешь сравнивать Хабаровск с Владивостоком. Там и филиал Третьяковской галереи есть, и филиал Мариинки. В городе постоянно проходят кинофестивали. А у нас…

При этом в Хабаровске есть свои таланты, известные за пределами края. Куда им деваться? Вот молодёжь и перестаёт интересоваться изобразительным искусством, театром, классической музыкой.

Мы, возрастные художники, уже на пределе. Нужна замена, а где её брать? Студентов на худграфе достаточно учится, но им нужно писать и выставляться, чтобы получить членство Союза. Тогда они смогут получить творческую мастерскую. Это пик мечтаний - иметь свой угол, где можно поставить мольберт и тебя никто не потревожит.

Удержать таланты можно в том числе фестивалями.  Пусть они будут не протяжёнными по времени, но разнообразными. Чтобы человек знал, что зимой и летом он сможет реализовать свои идеи.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество