Следователи Хабаровского края продолжают работу по делу Андрея Васильева, главы Охотского района, который с февраля 2015 года находится под домашним арестом, но при этом не отстранён от должности. В ситуации разбирался журналист «АиФ-Дальинформ». Оказалось, что там не все так просто, как кажется. Больше того, прорехи в системе госзакупок могут довести до суда кого угодно.
Коррупционер?
Адвокат Васильева подал в прокуратуру края и уполномоченному по правам человека в Хабаровском крае жалобу, в которой указано, что за всё время с момента задержания, главу допросили всего два раза, и продлевают домашний арест на старых основаниях, чего делать нельзя.
Из предъявляемых обвинений выходит вот что. Васильев знает, что каждый год весной сильно размывается единственная дорога, по которой из карьера в Охотск доставляется топливо. Одна из главных задач руководителя района, тем более северного - не создавать ЧС и не заморозить жителей. Зная о скором выделении денег району на приобретение техники, но, не зная, когда они придут, глава решает не ждать, а действовать оперативно. Вначале, пока погода сурового севера позволяет, технику привезти, а после рассчитаться с поставщиком. На этой перемене мест слагаемых и строятся обвинения.
По словам Ильи Гудкова, старшего помощника руководителя Следственного управления по взаимодействию со СМИ, дело Васильева скоро будет передано в суд, и до этого момента официальные комментарии следствие давать не намерено.
«Какое-то нарушение закона в действиях главы есть. Госзакупки осуществляются по определённым правилам, - соглашается Геннадий Верещагин, председатель Хабаровской краевой коллегии адвокатов. - Сначала деньги, потом объявление конкурса, затем победитель и выполнение договора. Но в этом случае глава действовал в интересах жителей, ни копейки не положил в свой карман. Сговора не было. Он предлагал доставить технику нескольким фирмам. Но, зная сложности перевозок в труднодоступный район края, никто связываться с этим не захотел, кроме одной компании.
Ещё одно «но»: к формированию конкурса Васильев не имел отношения. Сослуживцы на допросах признались в своих ошибках. Адвокат уверен, что это явно не уголовное преступление, и не преступление вообще. Сам Андрей Васильев говорит, что ему нечего скрывать. И следствие в этом уже могло убедиться, когда показания свидетелей на допросе полностью совпали с показаниями подследственного.
Заложник системы?
Однако подследственный и его адвокат Верещагин беспокоятся за ход расследования.
«Основания для переживаний, конечно, есть, - подтверждает Геннадий Верещагин. - Но не в плане того, содержат ли действия Васильева состав преступления или нет. А в плане той практики, которая у нас складывается в стране в борьбе с коррупцией. Там, где она действительно есть, не трогают, а там, где нет – ищут».
По словам Геннадия Викторовича, с Андреем Васильевым происходит как раз второе. Охотск слишком маленький, там невозможно делать что-то втихаря. Если бы глава хоть копейку положил себе в карман, давно бы разговор шёл по-другому.
«Проблема не в том, что кто-то говорит не правду, проблема в наших правоохранительных, следственных органах и судах, - уверен Г. Верещагин. - Если бы у меня не было сомнений в объективности системы, я бы не переживал за исход дела. Но в последние годы появилась тенденция: если заведённое дело не попадает в суд - брак в работе. В советское же время уголовные дела, в которых не было состава преступления, спокойно прекращались».
По мнению адвоката, судить человека за то, что он знает проблемы населения и территории, и пытается сам их решить, неправильно. Пример Васильева может негативно повлиять на отношение его коллег к своей работе. Если бы глава Охотского района вместо того, чтобы решать проблему, поднял бы ручки и побежал к губернатору с криком «всё плохо, помогите!», тогда и обвинять его было бы не в чем.
Наши читатели знают, что мы не защищаем интересы чиновников, для нас важны интересы обычных граждан. И этой статьёй мы хотим привлечь внимание к проблемам простых северян: прорехи в системе госзакупок и схемах поступления денег не должны ставить безопасность людей под угрозу. Если бы глава района сидел и ждал, пока деньги поступят на счёт, посёлок мог замёрзнуть. Это дело нужно рассматривать как повод для корректировки нормативно-правовой базы, а не как «ура, нашли коррупционера».
У нашей редакции есть пример, когда под знаменем борьбы с коррупцией довели до крайности главу посёлка в ЕАО: под напором обвинений человек умер от инфаркта.
Смотрите также:
- Вдоль Амура. Как сделать общественный транспорт Хабаровска выгодным? →
- Без выбора оставили жителей некоторых районов Хабаровского края →
- Хабаровский малый бизнес вынужден спасать себя сам →