26 декабря в Хабаровском крае под Комсомольском-на-Амуре во время испытаний потерпел крушение истребитель Т-50 (Су-57). Официальных комментариев по этому поводу из-за секретности проекта до сих пор не прозвучало и вряд ли они последуют. Корреспондент «АиФ-Дальинформ» позвонил руководителю Хабаровского краевого отделения «Боевое братство» Евгению Смышникову. Выпускник Рижского авиационного училища, с 1978 по 2006 год служил офицером в инженерно-авиационной службе ВВС – под Обором, на Сахалине, в штабе округа, в 11-й армии. Вся его служба была связана с обслуживанием и эксплуатацией летательных аппаратов и силовых установок.
Влад Серебренников, «АиФ-Дальинформ»: Евгений Владимирович, как часто и по каким причинам происходят подобные катастрофы?
Евгений Смышников: Трудно подсчитать. Падали самолёты, вертолёты, беспилотные летательные аппараты. Но могу сказать, что аварийность в авиации – одна из самых низких по сравнению с другими видами транспортной техники. Просто эти события всегда происходят резонансно – дорогостоящая техника, элитные войска. И вообще, авиация у нас всегда на высоте.
Летательные аппараты тяжелее воздуха – априори в соответствии с законами гравитации у них есть возможность упасть на землю. Бывает, что катастрофы связаны с ошибками в проектировании. Но, как правило, основная причина – вина людей, которые эксплуатируют машину: инженерно-авиационная служба, лётный состав. Не зря говорят, что в авиации нет мелочей. Нарушения могут быть в проектировании, при составлении технологической документации, при отклонении в маршруте осмотра летательного аппарата, в последовательности выполнения работ. Если нарушается авиационные законы – жди беды.
Но в данном случае, определить точно причину катастрофы очень сложно. Разбором занимается специальная государственная комиссия, которая подчиняется министру обороны, даже не главкому ВКС. Поверьте, эта комиссия очень компетентная – я неоднократно с ними сталкивался, они приезжали с проверками нашей работы и расследовали авиационные происшествия. Там специалисты всех направлений, у них огромный опыт. Но так как проект секретный, результаты работы комиссии вряд ли будут обнародованы для общественности.
- Насколько от пилота зависит возможность избежать катастрофу?
Очень много зависит от пилота. Любая даже самая умная техника может сдавать сбой. И все ошибки в работе автоматики должен исправлять лётчик – он должен быть этому обучен. Помните, случай, когда в авиакатастрофе погибла хоккейная команда «Локомотив»? Ошибка лётчика была бы не такой роковой, если бы высота была чуть больше. От пилота зависит 99 процентов успеха. Особенно, если речь идёт об испытаниях, когда в первую очередь проявляются, например, ошибки конструирования. На этом этапе идёт доводка машины. Валерий Чкалов, кстати, погиб тоже при испытаниях. В его машине оказалось большое количество недоработок, но на земле проверить это не представлялось возможным. А он взял на себя смелость, но не смог справиться с недоделками.
- С чем связана секретность вокруг последнего инцидента под Комсомольском-на-Амуре?
Секретна сама технология изготовления самолёта. О секретных деталях можно до вечера говорить. Скажу на примере автомата Калашникова - никто в мире, кроме нас, разумеется, не знает секрета изготовления воронённой стали. Чем дольше мы будем хранить эти секреты, тем дольше у нас будет военный приоритет в мире. Т-50 – принципиально новая серия. Сам планер секретный, даже металл секретный – сейчас используется технология стелс. А ведь есть ещё электроника, двигатель. Дело в том, что конструкторы давно обошли конкурентов из других стран тем, что повысили температуру сгорания топливно-воздушной смеси в камере сгорания. Смесь с большим давлением идёт на турбину – сами понимаете, какой прочный должен быть металл. И технология изготовления лопаток турбины до сих пор является секретной. Известно, что используются разные присадки – кремний, ванадий, вольфрам. А в каких пропорциях – тайна. Уникальна и система охлаждения этих лопаток. Это достижение наших конструкторов.
- Пилот сумел катапультироваться и остался жив. Хорошо, что истребитель упал вне населённого пункта. Но, как правило, если есть угроза падения летательного аппарата на дома, лётчики жертвуют своей жизнью, уводя самолёт до последнего?
Я не умаляю достоинств пилотов из других стран, но ни разу не слышал, чтобы так вели себя иностранцы. По своему афганскому опыту, знаю, что экипажи транспортных бортов при опасности отдавали свои парашюты пассажирам. Это героическая черта именно русских лётчиков.