История Михаила Пичугина, который выжил после двух месяцев дрейфа на катамаране в Охотском моря практически без еды и питья, привлекла внимание всей России — сценарист известного сериала даже захотел посвятить ему документальный фильм. Однако на события обратили внимание не только журналисты и киноделы, но и следователи. Дело в том, что в лодке находились ещё двое человек, брат и племянник Пичугина, для которых путешествие стало последним — их смерть обернулась поводом для уголовного дела. Какое обвинение предъявили «русскому Ди Каприо» и что ему грозит, рассказывает hab.aif.ru.
Виновник — неисправный мотор?
Старт водному походу был дан 9 августа 2024 года, но он был лишь заключительной частью большого путешествия. Минувшим летом 46-летний Михаил, его 49-летний брат Сергей и 15-летний племянник Илья — все они жили в Бурятии — улетели на Сахалин. Оттуда они собирались доплыть до материковой части Хабаровского края и обратно, а по пути заглянуть на Шантары и посмотреть гренландских китов. За логистику отвечал младший из братьев.
«Вот такая лодка у него, две скеги такие широкие, тонна грузоподъёмности, мотор — 50 л/с. Вот таким экипажем мы идём. Нам осталось 600 километров до моря, там скидываемся и 80 километров идём по воде», — хвастался Сергей судном брата перед роковой поездкой.

Поначалу всё шло гладко — родственники благополучно добрались до Шантар, увидели китов, без приключений доплыли до Николаевского района. Но когда «Байкат 470» отчалил от мыса Перовского и последовал в сторону Сахалина, события быстро приняли дурной оборот. Точкой высадки был назначен город Оха — в заявленное время, а именно спустя несколько часов, Пичугины на берегу так и не появились. Их признали пропавшими без вести и объявили в розыск. В этом же статусе они пробудут ещё 67 дней.
Именно мотор, по мнению следователей, стал одной из причин трагедии. Как показала экспертиза, судоводитель не следил за его состоянием и не заметил, что система охлаждения была неисправна. Как результат, двигатель перегрелся и отключился прямо посреди моря. Пичугины пытались грести вручную, но одно из вёсел сломалось, и катамаран оказался отдан на власть стихии.
«Маршрут был небезопасным»
14 октября 2024 года рыболовецкий траулер «Ангел» заметил судно с обессилевшим истощённым мужчиной на борту — это был Михаил Пичугин. Его спутники уже погибли — 15-летний Илья продержался чуть меньше месяца, а отец мальчика умер неделей позже. Сам Михаил выжил благодаря размокшему гороху, который он ел небольшими порциями. К каннибализму, вопреки слухам, путешественник прибегать и не думал.
«Сил мало!» — всё, что сказал Михаил рыбакам, когда те принимали его на борт.

Выжившего доставили в Магаданскую областную больницу, откуда он вышел спустя две недели. К удивлению врачей, практически никаких последствий для организма, несмотря на голодание длиной 60 с лишним суток, не наступило. Свою роль в этом, пришли к выводу медики, сыграл не только горох, но и избыточный вес — Пичугину помогли естественные запасы жира.
Но злоключения Михаила на этом не закончились. От потенциального обвинения в убийстве его спасло то, что оба тела — племянника и брата — он не стал выбрасывать за борт и сохранял на протяжении всего дрейфа. Экспертиза подтвердила — смерть наступила по естественным причинам. Однако сразу встал другой вопрос — как вообще Пичугины попали в настолько отчаянное положение?

И тут роль организатора поездки вышла Михаилу боком — распланированный им маршрут, отмечают следователи, не соответствовал правилам безопасности. Он допустил плавание в запрещённой зоне и отошёл от берега на расстояние более 10,8 миль — примерно 20 километров — что на маломерном судне, каким является его «Байкат 470», делать категорически запрещено.
«Указанные обстоятельства, а также поломка неисправного мотора, привели к длительному неуправляемому дрейфу судна в акватории Сахалинского залива и Охотского моря, что стало причиной гибели двух пассажиров», — сообщает пресс-служба Восточного МСУТ СК РФ.
Может сесть в тюрьму
Михаилу Пичугину предъявлено обвинение по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее смерть двух человек по неосторожности». Максимальное наказание, которое может получить путешественник — семь лет лишения свободы.
В качестве меры пресечения мужчине избрали подписку о невыезде.