Видеообщение, лекции онлайн, вязание крючком, лепка и чтение. «Школа мамы» при женской исправительной колонии №12 в посёлке Заозёрное из-за коронавируса перешла на новый формат работы, но уроки продолжились. Программу по обучению осуждённых материнству самостоятельно и по своей инициативе разработала сотрудница учреждения Анастасия Моторина в 2016 году. И с тех пор только одна ученица «маминой школы» вернулась в колонию повторно.
Игры по графику
Ирина Парфёнова, «АиФ-Дальинформ»: Анастасия, почему вы решили создать такую «школу мам»?
Анастасия Моторина: В уголовно-исполнительную систему я пришла в 2008 году, и тогда же впервые столкнулась с равнодушием некоторых осуждённых матерей к своим детям. Помню, был случай, когда женщина после освобождения оставила ребёнка одного в холодном подъезде. Была и другая «мама», которая «забыла» малыша на автобусной остановке. Дети, к счастью, остались живы. Объяснение же в большинстве таких случаев одно: мамы попросту не понимают, что делать с детьми. Они боятся остаться с ними один на один, не знают, как реагировать на плач, на капризы, на температуру. В колонии только кормящие женщины посещают специализированный дом ребёнка шесть раз в день ежедневно – для сохранения грудного вскармливания. С детьми более старшего возраста можно встречаться всего на пару часов в день и под присмотром конвоиров. Да, общение между мамой и ребёнком до трёх лет сохранено, но по факту оно формальное. Женщины пришли, посмотрели, побыли и ушли. Я поняла, что этого недостаточно, мам из колонии нужно обучать материнству. Так и родился проект.
– Главная задача программы – помочь женщинам сформировать навыки общения с ребёнком. Привить им чувство ответственности за своих детей, заботы о них. Для этого на «уроках» с осуждёнными работают психологи, воспитатели, неонатологи.
– И чему учат?
– Даже самым элементарным вещам. Зачастую и о них у наших учениц нет никакого представления. Ведь, когда она приходит на свидание в Дом ребёнка, то детки там все чистенькие, сытые, опрятные. Она поиграла и ушла – а как малыша моют, пеленают, заплетают, может, даже и не увидит ни разу до освобождения. Так что этому мы тоже учим: пеленать детей, мыть их, переодевать, кормить. Мы помогаем мамам наладить грудное вскармливание, боремся с их страхами и сомнениями, учим обнимать малыша, говорить ласковые слова, читать книжки, делать массаж. Кроме того, на занятиях специалисты рассказывают женщинам про этапы развития личности малыша, его взросления. Объясняют, какими навыками он должен обладать на первом году жизни, втором, к трём годам.
Любовь по фото
– Как относятся к таким «урокам» ученицы?
– На занятия мамы ходят охотно. В 2017 и 2018 годах «Школа мамы» в ИК-12 временно не работала, потому что я сама уходила в декрет. Но спустя полтора года уже вышла на службу – побоялась оставлять своих воспитанников на большее время. Летом 2019-го занятия возобновились, и в группу записались сразу 30 человек. Так что могу сказать, что проект очень востребован. Постепенно мы несколько поменяли формат работы. Я искала партнёров, которые могли бы помочь сделать занятия разносторонними. Администрация колонии заключила соглашения с общественными, медицинскими и религиозным организациями. Их специалисты стали читать лекции нашим мамам, проводили тренинги, оказывали психологическую поддержку. И рассказывали о том, что после освобождения мамы могут обратиться к ним и им помогут в самых сложных ситуациях. Сегодня в списках партнеров проекта центр социальной помощи семье и детям, общественная организация замещающих семей «Чужих детей не бывает», центр семейного устройства, хабаровская епархия РПЦ.
– Какие коррективы внёс в работу школы коронавирус?
– В Доме ребёнка был введён карантин, и, к сожалению, женщины не могут сейчас общаться со своими детьми. Есть мамы, которые после возвращения из роддома ни разу не видели своих малышей. Если у такой женщины скоро освобождение, она заберёт малыша и останется с ним один на один, без опыта, навыков и знаний. Так что, несмотря на ограничения, мы приняли решение не прекращать занятия, изменив только формат работы. Специалисты стали присылать нам видеолекции, мы сделали упор на теорию, мамы читают много книг по психологии, педагогике. А ещё мы стали обучать мам вязанию. Женщины вязали своим детям шапочки, носочки и рукавички, которые потом передавали им. А ещё появился дополнительный стимул к посещению занятий – это фотографии малышей из Дома ребенка, которые сегодня печатаются на средства благотворителей, поддержавших нас в этом проекте. Фотографии мы рассматриваем вместе с мамами, обсуждаем изменения в развитии детей.
– А как женщины готовятся к освобождению?
– Мы заранее направляем запросы в отдел полиции по месту жительства женщины, администрацию, центр занятости населения. Нередко лично созваниваемся с родственниками, узнаём, где будут жить мама и ребёнок, ждут ли их, есть ли возможность встретить. Продумываем и маршрут, как им лучше добраться до дома. После освобождения мама забирает ребёнка. В Доме ребёнка им выдают тёплые вещи для малыша по сезону, средства ухода, документы и еду на время пребывания семьи в дороге. Мы приобретаем билеты женщине и ребёнку, и я лично провожаю каждую маму до поезда или самолёта. Мы стараемся создать все возможные условия для того, чтобы не произошло беды, и чтобы мама смогла начать свою жизнь сначала, ради дочери или сына. Многие из моих учениц мне пишут или звонят, передают приветы, делятся своими успехами. Я за них переживаю. Знаете, с 2016 года только одна мама из всех, кто прошёл обучение в школе, повторно вернулась в колонию. А это практически стопроцентный показатель того, что мы всё делаем правильно.
– Вы недавно выпустили свою первую книгу.
– Да, справочник для женщин, освободившихся из мест лишения свободы. Помощь в организации печати оказала Хабаровская епархия Русской Православной Церкви. В справочнике собраны адреса и телефоны кризисных центров, центров социальной поддержки и защиты населения, приютов из 11 регионов страны, в которые женщины могут обратиться за помощью после освобождения.