Примерное время чтения: 4 минуты
80

Дорога педагога. Как работают «земские учителя» в Хабаровском крае

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. «АиФ-Дальинформ» № 16 16/04/2025

Программа «Земский учитель» действует в России с 2020 года. Первые ее участники уже заканчивают отрабатывать свои миллионы, полученные от государства в помощь для обустройства на новом месте. Им предстояло не менее пяти лет трудиться в сельской школе, иногда уезжая далеко от родных просторов.

Программа показала свою эффективность, значительно увеличив число педагогов в отдаленных населенных пунктах. В Хабаровском крае только в сентябре прошлого года к работе приступили 24 новых земских учителя.

Вакансия в селе

Программа поддержки педагогов в небольших населенных пунктах была запущена по инициативе президента страны Владимира Путина. За основу взяли проект «Земский доктор», тогда уже успешно работавший над кадровым дефицитом в медицинской сфере. Сейчас банк «Земского учителя» насчитывает 4211 вакансий со всей страны.

В Хабаровском крае на сегодняшний день трудятся 42 «земских учителя». Как рассказали в региональном министерстве образования, в этом году на работу по программе пригласят еще девять педагогов. Кандидаты уже подали заявки по вакансиям в Амурском, Ванинском, Ульчском, Солнечном и Хабаровском районах, а также в районе имени Лазо.

Принять участие в проекте могут учителя, имеющие среднее или высшее профессиональное образование. Устроиться им предложат в школу в селе, рабочем поселке, в поселке городского типа, городе с населением до 50 тысяч человек либо в одном из закрытых административно-территориальных образований вне зависимости от численности населения.

Возможность проявить себя

Причины для переезда могут быть разными. Нередко к участию в программе педагогов подталкивают жизненные обстоятельства. Алина Ходжер родом из Забайкалья, но уже седьмой год проживает на территории Хабаровского края, примерно в двух тысячах километров от своего дома.

Сначала Алина Владимировна работала в селе Киселевка Ульчского района, но проблемы со здоровьем ребенка и отдаленность медицинских центров вынудили вновь задуматься о смене места жительства. Тогда она решила подать документы на конкурс «Земский учитель». По рекомендации земляков выбрала город Амурск. Сейчас Алина Ходжер трудится учителем русского языка и литературы в школе № 9.

— Бывает, что работать на новом месте оказывается тяжело. Так что прежде чем переезжать, важно узнать все о населенном пункте, куда собираешься, о школе, о людях, — советует собеседница.

Она признается: было нелегко расстаться с любимыми учениками и уже знакомой Киселевкой. Привыкнуть к городу и рабочему коллективу помогла администрация школы.

— Амурск — это небольшой уютный городок, здесь есть много возможностей проявить себя и открыться новому. Но если вы не любите городскую суету, приезжайте в Киселевку, там много вакансий, — рекомендует учительница.

Можно и остаться

Елена Базарова работает преподавателем русского языка и литературы в школе поселка Токи в Ванинском районе. «Земским учителем» стала год назад, поддавшись уговорам подруги, которая уже давно присоединилась к проекту.

— Школа мне нравится. Новые коллеги, администрация, новые ученики... Было трудновато. Естественно, система работы отличается, приходится адаптироваться под новые условия. В остальном все так же, как в городе, — рассказала Елена Викторовна. — Помог опыт. Трудности возникли с адаптацией дочери в новой школе. В данный момент нам комфортно.

Елена Базарова уже задумывается о том, чтобы продолжить работать в поселке Токи и после того, как закончатся пять лет отработки по проекту. Тем, кто только собирается стать участником программы, советует одно: идти смело.

Кстати

Во всех субъектах Российской Федерации за счет региональных средств устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки для сельских учителей. В их числе единовременные денежные выплаты, обеспечение жильем и компенсация на оплату услуг ЖКХ.

Справка

В рамках реализации программы «Земский учитель» ее участниками стали примерно 6,3 тысячи учителей по всей стране, которые переехали в сельскую местность, включая новые регионы — Донецкую и Луганскую народные республики, Запорожскую и Херсонскую области.

— Мы видим хорошие результаты и востребованность программы как со стороны регионов, так и со стороны учителей. Будем и дальше поддерживать проект, — отметил министр просвещения России Сергей Кравцов.

В 2025 году планируется запустить аналогичную программу поддержки для работников культуры.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах