175

Дальний Восток. В регионе обновят форматы работы с гражданами и инвесторами

В этом году в системе институтов развития Дальнего Востока началась масштабная реформа, результатом которой станет сокращение количества организаций до единой структуры, которая в режиме «одного окна» замкнет на себя работу как с гражданами, так и инвесторами. О грядущих изменениях, новых задачах и приоритетных направлениях работы в эксклюзивном интервью «АиФ-Дальинформ» рассказал новый руководитель Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Меняем структуру к лучшему

Юлия Кремнева, «АиФ-Дальинформ»: Алексей Олегович, вы немногим более месяца назад приняли эстафету от Александра Козлова, предыдущего министра, и тут же приступили к модернизации министерства. Что изменится с вашим приходом и почему решено провести ряд серьезных изменений в работе? 

Алексей Чекунов: Любая система выигрывает, если у нее меньше составных частей или узлов. В чем преимущество «Теслы» перед традиционными автомобилями? В ней 300 деталей, а в обычной машине - 10 тысяч. Уменьшение количества институтов развития, при сохранении функционала, сделает систему более собранной и эффективной. Она станет работать быстрее, лучше, точнее.

Ранее между институтами развития были распределены четыре функции. Управлением режимами ТОР, свободного порта Владивосток, Арктической зоны, созданием инфраструктуры, отбором инвесторов, их привлечением и выполнением функций головного офиса занималась Корпорация развития Дальнего Востока. За подбор инвесторов как в России, так и за рубежом, отвечало Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. По сути, одна структура работала на другую структуру, и со временем возникло желание объединить их в одно целое. 

Еще два института развития занимались инвесторами на этапе реализации проектов - когда требовалось привлечение дополнительного капитала и подбор сотрудников. За финансирование, помощь в структурировании и льготном финансировании отвечал Фонд развития Дальнего Востока, который я возглавлял до назначения на новую должность. Но из-за ограниченности капитала фонд почти никогда не выступал один, всегда еще привлекал капитал с рынка. И, наконец, люди - Агентство по развитию человеческого капитала насыщало эти проекты кадрами. Логично все эти возможности также объединить в одном институте, а функцию предоставления льготного капитала отдать самому большому, титульному институту развития страны ВЭБ.РФ. Ровно так и произойдёт.

Теперь функции управления преференциальными территориями, привлечения инвестиций, человеческого капитала будут консолидированы в едином институте развития, подведомственном Минвостокразвития. А финансирование для проектов будет привлекать ВЭБ.РФ - так же, как он это помогает делать на территории всей страны. Консолидация направлена на повышение эффективности взаимодействия государства и бизнеса, сделает этот процесс максимально быстрым и комфортным для граждан, российских предпринимателей, зарубежных партнеров. Принцип «одного окна» позволит нам держать руку на социально-экономическом пульсе региона, предложить более качественные сервисы, стать еще ближе и к людям, и к инвесторам.

Фото: АиФ/ Юлия Кремнева

Делимся уникальным опытом

- Минвостокразвития и институты развития были созданы в России впервые, можно сказать, это экспериментальный проект, и вам пришлось нарабатывать свой опыт. Насколько он был удачным? 

- Действительно, такая объемная система, которая покрывает большинство возможных потребностей граждан и организаций на территории ДФО, была создана впервые. Для этого проведена большая работа на законодательном уровне. Я хорошо изнутри знаю весь процесс – находился в нем более шести лет до назначения меня министром.

Министерство - наделённый большими полномочиями и функциями федеральный орган исполнительной власти. Их у него более 130 - в части работы по инвестпроектам, обеспечению их инфраструктурой, управлению преференциальными режимами. За шесть лет в ДФО было привлечено более 2600 новых компаний, которым предоставляются меры господдержки. Более точно, 460 резидентов ТОР и 2200 резидентов свободного порта. Только в 2020 году в ТОР и СПВ привлечены 543 новых инвестора с проектами на 1,1 трлн рублей, предполагающими создание 24,7 тыс. новых рабочих мест. Уже введено в эксплуатацию 369 новых предприятий.

Другие территории России тоже стремятся получить эти возможности. В этом году появилась Арктическая зона - статус резидента уже получили 28 инвесторов с проектами на 182,6 млрд рублей, которые предполагают создание 4,3 тыс. новых рабочих мест. Многие регионы выказывают заинтересованность быть включенными в эту структуру - и речь не о бизнесе как таковом, а о целых субъектах. Поэтому привлекательность этих режимов налицо. 

- Передовые вещи Минвостокразвития сделал и в структурировании баз по сельхозземлям, рыбе и лесу. Как эти цифровые ресурсы будут модернизированы? 

- Это были прорывные проекты, предполагающие цифровизацию свободных земель, лесных наделов и развитии аквакультуры. Создан прототип программы Лесвосток.рф на примере двух регионов Хабаровского края и Забайкалья. Накоплен достаточно уникальный технологический опыт. Успешно функционирует система по аквакультуре, которая интегрирована в работу соответствующих профильных сервисов. Смысл создания подобных программ в том, чтобы, например, по аквакультуре принятие решения автоматически согласовывались юридически с Агентством по рыболовству. То есть, благодаря этому проекту автоматизированы процессы внутри того же Росрыболовства. Сервис лесвосток.рф создан аналогичным образом – он позволит автоматизировать большое количество процессов внутри федерального Агентства по лесному хозяйству.

Параллельно похожая работа ведется и в других привлекательных для инвесторов отраслях. В этом нет ничего плохого, потому что любое развитие - это забег, в котором много участников. Сейчас мы вместе с отраслевыми профильными министерствами смотрим на технологические решения, которые уже сделаны, и берем из этого всё лучшее. Например, Минсельхоз планирует создать аналогичный проект по всей России и берет за основу уже готовый шаблон оцифрованных земель в Приморском крае и Амурской области. Запланировано создание общефедеральной системы и для лесной отрасли - в нее уже будут внедрены готовые материалы и лучшие решения Лесвосток.рф. По сути, с цифровыми сервисами произойдет то же самое, что происходит с институтами развития - консолидация и применение лучших практик. Например, Правительством принято решение распространить интернет-сервис для инвесторов в аквакультуру на Арктику. Если так получилось, что на Дальнем Востоке что-то появилось раньше, то пусть это сначала заработает у нас, а потом распространится на всю Россию - следуя траектории солнца и светового дня. 

Фото: Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики

Работаем для людей

Планируется ли увеличивать объемы инвестиций в социальные проекты – в частности, в рамках Единой субсидии. Какие планы на 2021 год? 

- Единая субсидия - очень полезный и масштабный проект. Почти 100 млрд рублей направлены на создание 1200 новых объектов социальной сферы – это проекты, предложенные регионами. Более трехсот из них уже созданы на средства, выделенные из федерального бюджета дополнительно, сверх обычных отраслевых программ. Сейчас обсуждается вопрос расширения действующей программы, чтобы построить больше объектов социальной инфраструктуры, направить на эти цели дополнительное финансирование. Президент поставил задачу опережающего развития Дальнего Востока – ряд основных параметров социально-экономического развития должны превышать среднероссийские показатели. По некоторым аспектам мы пока, к сожалению, сильно отстаём. Будем бороться за дополнительное финансирование. 

Многие дальневосточные компании, в том числе из числа инвесторов, реализовавших новые проекты с использованием инструментов господдержки, сегодня сталкиваются с трудностями при отправке продукции по железной дороге. Мешают пресловутые «бутылочные горлышки», расшить которые власти и РЖД пытаются уже давно. Каким видится решение этой проблемы?

Возникшие трудности объясняются как модернизацией отдельных участков железной дороги, так и некоторыми другими аспектами, которые привели к изменению направлений грузопотоков и объемов транспортировки грузов. Во-первых, угольные предприятия Кузбасса стали отгружать значительно больше продукции на восток. Поддержать этот регион было необходимо – мы живем в едином экономическом пространстве, в единой стране. Поэтому произошла экстренная перегруппировка мощностей - для обеспечения поставок РЖД предоставило Кузбассу более трети всех провозных мощностей. Во-вторых, на Дальнем Востоке появилось несколько новых крупных предприятий, созданных при государственной поддержке. Такие, например, как проекты компаний «Эльгауголь», «Колмар», «ВаниноТрансУголь». Возникла ситуация, как говорят в бизнесе, что у нас столько товара, что даже не хватает рук его унести. Железной дороги много, но нужно еще больше.   

Безусловно, пропускная способность железной дороги должна соответствовать интересам развития экономики. Модернизацию БАМа и Транссиба важно синхронизировать с реализацией инвестиционных проектов, связать развитие инфраструктуры с ростом объемов перевозок. РЖД - одна из самых динамичных и ресурсообеспеченных организаций в стране. И работа по расширению восточного полигона идёт настолько быстро, насколько возможно. Кроме того, и рынки постепенно будут открываться, часть грузопотока постепенно развернется, система сбалансируется.

В этом году Приморье сильно пострадало от удара стихии. Какие меры необходимо предпринять для минимизации в будущем таких разрушительных последствий? Какие шаги уже сделаны в этом направлении – в частности, для повышения надежности энергоснабжения?

Энергетический комплекс нам достался в наследие от другой страны, от экономики, построенной не на рыночных рельсах, а исходя из соображений обороны и безопасности. Инфраструктура, которая в то время создавалась, в каких-то местах избыточная, в каких-то недостаточная и почти везде устаревшая. В последние годы были созданы новые энергогенерирующие мощности. Построены новые ГЭС в Якутии и Амурской области и в Магадане. Теперь от этих точек на карте нужно протянуть нити. Это капиталоемкая, но важная задача. Как нам показал ледяной дождь, энергообеспеченность должна быть надежной и защищенной от сбоев на отдельных участках. Это долгосрочная цель, требующая существенных инвестиций. Штаб по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, который я возглавил по поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина, разработал комплекс мер, направленных на повышение надежности системы энергоснабжения. Работы, которые необходимо провести, оцениваются в 12 млрд рублей. Но это необходимо делать – все это понимают. Чрезвычайная ситуация, с которой мы столкнулись во Владивостоке, такое понимание только обострила.

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах