Приобщиться к стилистике написания писем и подписи открыток начала XX века, можно на «Амурском утёсе».
Из соцреализма в модерн
Знаменитый Утёс, знакомый каждому россиянину по пятитысячной купюре, давно стал народным символом Хабаровска. Здание, построенное в 1943 году, одно время едва не разрушилось – не было хозяина. Уникальный объект передали Гродековскому музею в 2014-м году.
Музейные работники создали в нём экспозицию «Амурское Зазеркалье». Хотя сам Утёс построен в советское время, в него хорошо вписалась выставка с дореволюционной тематикой. Да и энергетика места накладывает отпечаток – отсюда, с одинокой скалы, начинался город.
Почтовые открытки были произведением искусства.
Помимо классической экскурсии для всех желающих проводят занятия по истории открытого письма, учат основам письменного этикета и даже обучают каллиграфии. Посетитель может выбрать реплику почтовой открытки начала прошлого века, подписать её настоящим пером и, опустив открытку в винтажный почтовый ящик, отправить её в любой уголок России. Про экспозицию «Письма с утёса» нам рассказала Дарья Петрушкина, заведующая культурного центра «Амурский утёс».
Открытка в искусстве
- Идея «Письма» зародилась одновременно с созданием экспозиции «Амурское зазеркалье». Фотографический и фотодокументальный фонд музея очень обширен. В нём много не только фотографий, но и старинных дореволюционных открыток, с видами старого города, - объясняет Дарья Петрушкина. - До 2016 года реализовать проект не удавалось, так как нужно было найти общий язык с Почтой России, что бы наладить отправку открыток. Проект запустили, приурочив его к Международной неделе письма.
Подписанные открытки можно оставить себе, а можно отправить их в любой город страны.
- Ко времени открытия проекта «Письма с утёса», стало крайне популярным направление «постркроссинг». Это своеобразный обмен открытками – ты оправляешь незнакомцу письмо, он тебе в ответ присылает своё, - говорит Д. Петрушкина. – Среди хабаровчан немало участников этого интересного движения.
Открытки начала XX века сами по себе – произведения искусства. То были годы подлинного расцвета в России графики малых форм. Театральные программки и пригласительные билеты, афиши, книжные и журнальные иллюстрации создавали лучшие художники. Работа крупных, признанных мастеров над адресной стороной открытых писем - это ещё одна грань искусства конца XIX - начала XX в.
Написано пером
- Мы пытаемся передать атмосферу тех времён и познакомить гостей не только с внешним видом открыток, но и с миром письменных традиций, рассказать не только историю открытого письма, но научить этикету письма, - продолжает Дарья. – Чтобы полностью погрузить гостей в ту эпоху, мы решили, что нужно подписывать открытки пером и чернилами.
Люди старшего поколения, которым довелось писать «тонким пёрышком в тетрадь», и помладше, кто помнит перьевые ручки, подтвердят: почерк меняется разительно. Для тех посетителей, которые видели чернильницу и перо только в кино или на картинах, это настоящее открытие. «Ой, а мне всегда говорили, что почерк корявый!», удивляются гости. Всё-таки шариковая ручка с её скоростью – примета времени, когда важнее написать быстро, чем красиво. Совершенно иная история рождается с пером в руках: пока набираешь чернила, есть время обдумать слова, найти более точные, яркие или отказаться от неловкого, неоднозначного оборота. Признайтесь, сколько раз вы жалели о том, что поспешили нажать «enter» и сообщение уже получено адресатом?