Примерное время чтения: 5 минут
643

Древний свет лета. Мастера национальных сёл края ищут новые идеи

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. "АиФ-Дальинформ" 22/08/2018
Самым большим откровением стала выставка, которая состоялась в рамках фестиваля коренных народов «Праздник лета - древний свет».
Самым большим откровением стала выставка, которая состоялась в рамках фестиваля коренных народов «Праздник лета - древний свет». / Ольга Аполлонова / АиФ

Последние две недели краевая столица стала местом притяжения мастеров из числа коренных народов Хабаровского края. Нанайцы, эвены, эвенки, орочи демонстрировали свои достижения в творчестве.

В минувшие выходные традиционное искусство народов Приамурья можно было увидеть на набережной Амура. Здесь прозвучали песни народа нани, а также состоялись мастер-классы по выделке рыбьей кожи и изготовлению всевозможных оберегов.

Нанайская матрёшка

Ранее хабаровчане в очередной раз были поражены уникальными изделиями, представленными народными умельцами на конкурс «Ремёсла земли Дерсу», а самым большим откровением, даже для самих мастеров, стала выставка, которая состоялась в рамках фестиваля коренных народов «Праздник лета - древний свет».

Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

Здесь действительно было чему подивиться. Мы привыкли видеть на подобных выставках всяческие меховушки, мягкие нанайские тапочки, которые уже, к сожалению, сделаны не из натуральных материалов, да вырезанные из дерева мелкие сувениры. Однако в этот раз городским мастерам утёрли нос деревенские. Впервые в Хабаровск привезли свои национальные «новинки» нанайцы из села Омми Амурского муниципального района.

«На краевой уровень мы вышли впервые потому, что занялись изготовлением сувениров совсем недавно, и обычно наши изделия разбирают туристы, приезжающие в район из центральной части России, и иностранцы, - поделилась с корреспондентом «АиФ-Дальинформ» директор Центра национальной культуры «Эрген» (в переводе с нанайского «жизнь, дыхание») села Омми Екатерина Киля. - Я сама только второй год с деревом работаю. И людям очень нравятся именно матрёшки и куколки, расписанные в нанайском стиле».

Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

Мягкие куклы одеты в красивые костюмы из натуральных тканей с меховой оторочкой. На голове у них шапочки из бересты. Тут и рыбаки, и охотники, и шаманы - правда, почему-то безликие.

Оказалось, по поверью нанайского народа, кукла сохраняет человека от дурного глаза, а как известно, глаза - зеркало души, поэтому от греха подальше, лучше играть с безликой куклой. И вообще - кукла в доме может быть не только для игры. Здесь народ нани солидарен с другими нациями. Куклы-рыбаки и куклы-охотники приносят в дом достаток, обереги-медведи - семейный лад и уют.  

Фото: АиФ/ Ольга Аполлонова

Деревянные нанаечки-матрёшки оммичей были раскуплены хабаровчанами в течение часа. Городские аборигены, завидев такую популярность, с доброй завистью отметили: «Да, теперь нужно креативить и нам. Традиционными сувенирами уже никого не удивишь. Мы, вот, пинеточки стали шить с национальными узорами и серьги меховые в серебряной оправе, но их почему-то не так берут. Будем думать над новыми формами».

Чем народ живёт

По словам Екатерины Киля, участники центра «Эрген» всеми силами пытаются сохранять нанайскую традиционную культуру, привлекая в различные кружки молодёжь и подростков.

«Это же наше будущее, поэтому нужно вкладывать в них любовь к своей земле и традициям народа. Ведь создавать нанайские изделия могут дети, начиная с десяти лет.  Они и придумывают разного рода «новинки»», - объяснила Екатерина.

Жители отдалённых сёл Хабаровского края не привыкли жаловаться на судьбу. Они считают, что в их ситуации, когда село компактное, национальное, где особо работы нет, жить нужно по заветам предков. Заниматься охотой, рыбалкой, беречь свои традиции и культуру. Екатерина Киля в разговоре добавила, что власти повернулись лицом к коренным народам. Продвигают сувенирку, не забывают про творческие коллективы. У народов есть возможность показать во всех красках свою уникальность туристам, главное - не лениться.

Между тем остаются ещё прорехи в законодательстве, касающиеся так называемой нормовой рыбы, на которое народ повлиять пока не в силах. Мало того, что на 50 кг причитающегося лосося один нанаец, эвен или нивх зиму не протянет, да только рыбу сначала нужно выловить. По закону, каждый нанаец, независимо от пола и возраста, должен поймать её себе сам. Ладно - деревенские, а как быть городским? Где добыть лодку, сети и навыки рыбалки? Приходится обращаться к родственникам и знакомым за помощью.

Эти проблемы у всех на слуху, но до сих пор единого мнения нет. И биоресурс нужно сохранить, и народ не обидеть.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах