Последние две недели краевая столица стала местом притяжения мастеров из числа коренных народов Хабаровского края. Нанайцы, эвены, эвенки, орочи демонстрировали свои достижения в творчестве.
В минувшие выходные традиционное искусство народов Приамурья можно было увидеть на набережной Амура. Здесь прозвучали песни народа нани, а также состоялись мастер-классы по выделке рыбьей кожи и изготовлению всевозможных оберегов.
Нанайская матрёшка
Ранее хабаровчане в очередной раз были поражены уникальными изделиями, представленными народными умельцами на конкурс «Ремёсла земли Дерсу», а самым большим откровением, даже для самих мастеров, стала выставка, которая состоялась в рамках фестиваля коренных народов «Праздник лета - древний свет».
Здесь действительно было чему подивиться. Мы привыкли видеть на подобных выставках всяческие меховушки, мягкие нанайские тапочки, которые уже, к сожалению, сделаны не из натуральных материалов, да вырезанные из дерева мелкие сувениры. Однако в этот раз городским мастерам утёрли нос деревенские. Впервые в Хабаровск привезли свои национальные «новинки» нанайцы из села Омми Амурского муниципального района.
«На краевой уровень мы вышли впервые потому, что занялись изготовлением сувениров совсем недавно, и обычно наши изделия разбирают туристы, приезжающие в район из центральной части России, и иностранцы, - поделилась с корреспондентом «АиФ-Дальинформ» директор Центра национальной культуры «Эрген» (в переводе с нанайского «жизнь, дыхание») села Омми Екатерина Киля. - Я сама только второй год с деревом работаю. И людям очень нравятся именно матрёшки и куколки, расписанные в нанайском стиле».
Мягкие куклы одеты в красивые костюмы из натуральных тканей с меховой оторочкой. На голове у них шапочки из бересты. Тут и рыбаки, и охотники, и шаманы - правда, почему-то безликие.
Оказалось, по поверью нанайского народа, кукла сохраняет человека от дурного глаза, а как известно, глаза - зеркало души, поэтому от греха подальше, лучше играть с безликой куклой. И вообще - кукла в доме может быть не только для игры. Здесь народ нани солидарен с другими нациями. Куклы-рыбаки и куклы-охотники приносят в дом достаток, обереги-медведи - семейный лад и уют.
Деревянные нанаечки-матрёшки оммичей были раскуплены хабаровчанами в течение часа. Городские аборигены, завидев такую популярность, с доброй завистью отметили: «Да, теперь нужно креативить и нам. Традиционными сувенирами уже никого не удивишь. Мы, вот, пинеточки стали шить с национальными узорами и серьги меховые в серебряной оправе, но их почему-то не так берут. Будем думать над новыми формами».
Чем народ живёт
По словам Екатерины Киля, участники центра «Эрген» всеми силами пытаются сохранять нанайскую традиционную культуру, привлекая в различные кружки молодёжь и подростков.
«Это же наше будущее, поэтому нужно вкладывать в них любовь к своей земле и традициям народа. Ведь создавать нанайские изделия могут дети, начиная с десяти лет. Они и придумывают разного рода «новинки»», - объяснила Екатерина.
Эти проблемы у всех на слуху, но до сих пор единого мнения нет. И биоресурс нужно сохранить, и народ не обидеть.