Занятие Ларисы Маркиной точно не назвать классическим женским: хабаровчанка водит крупногабаритный пассажирский автобус на 28 человек. А еще иногда – туристический. И, если понадобится, то и ритуальный. Причем за руль крупногабаритного транспорта хрупкую женщину привела мечта.
Единственная на «Дэу»
За баранкой автобуса Лариса, точнее, «Лорик», как ее называют постоянные пассажиры, с 2017 года. Освоить специфическое водительское мастерство категории «Д» ей предложили муж и сын. Оба тоже водители, а в целом семья Ларисы более 20 лет занимается в Хабаровске частными пассажирскими и туристическими перевозками. На своих автобусах они возили не только хабаровчан, но и чиновников, сопровождавших президента Владимира Путина, премьера Дмитрия Медведева и патриарха Кирилла, приезжавших с рабочим визитом.
Пассажиры, особенно мужчины, сперва с настороженностью посматривали на водителя-девушку, а сегодня беспокоятся, если ее нет на маршруте.
Ирина Парфёнова, «АиФ-Дальинформ»: Лариса, но почему именно автобус?
Лариса Маркина: До сорока лет я была просто домохозяйкой, но с мужем по его работе ездила часто. И при этом давно мечтала сама сесть за руль. Сложно объяснить, чем именно меня так привлекал автобус, но я точно знала – это мое, и точка. И однажды, наконец, решилась: отучилась, получила права категории «Д» и начала работать. Хотела – и сделала.
– Наверное, не много среди учеников на эту категорию было женщин?
– Я была единственной на потоке. Училась на большом пассажирском «Дэу». Про женщин за рулем до сих пор некоторые мужчины шутят, что, мол, права купила, но это точно не про меня. Я сама по себе человек серьезный, а тем более в вопросах, которые касаются безопасности: ведь я людей вожу, я за них отвечаю. В общем, и теорию, и практику я сдала с первого раза на «отлично». Сотрудники ГИБДД, которые принимали экзамен, помню, очень удивлены были моим результатам. Потом, первые два года после получения прав, я ездила стажером у мужа, как и положено для допуска к самостоятельным перевозкам. В советское время этот момент контролировался государством, сегодня все стало проще – на совести самих водителей, чаще всего. А когда я сама на рейс села, первое время больше всего боялась приехать не туда.
– А как же навигаторы?
– На них рассчитывать опасно. Они иной раз так завести могут, что с трудом найдешь дорогу обратно. А я не местная, родом из Владивостока. Двадцать лет назад там с мужем познакомилась, он меня сюда и увёз. Но сейчас я Хабаровск, да и край уже очень хорошо знаю.
И колесо заменить, и двигатель перебрать
– Как вас воспринимают пассажиры?
– В основном я работаю с одними и теми же людьми: и они меня уже знают, и я их. Ежедневно я привожу на работу и забираю после нее сотрудников нескольких крупных городских предприятий. Во время самого первого рейса мужчины с опаской посматривали в мою сторону. Шутили – «товарищ водитель, мы домой доедем?» Я отшучивалась: «вы пристегнитесь, а я попробую довезти». Помню, приходилось некоторых пассажиров учить здороваться. А сегодня у нас хорошие приятельские отношения. Даже возмущаются, если вместо меня на рейсе другой водитель. Но подшучивают до сих пор. Спрашивают, смогу ли в случае чего самостоятельно колесо поменять. Я отвечаю, что, если нужно будет, и колесо поменяю, и двигатель переберу, но раз у меня в салоне есть пассажиры-мужчины, я имею право рассчитывать на их помощь.
– Рано вставать на работу приходится?
– Очень! Ежедневно встаю в 4 утра, отвожу сына к 6.30, а в 7.15 уже должна забрать первых пассажиров. Но я уже привыкла вставать рано, мне даже нравится – едешь по пустому городу, тишина и покой, на дорогах никакой суеты, никакой сложной дорожной обстановки. Иногда, если свободна, «подбираю» замерзающих на остановках бабушек. Они сперва всегда пугаются, удивляются, что бесплатно, но с радостью забираются в салон.
– В рейс – джинсы и кроссовки? С таким ранним подъемом, наверное, на себя времени остается немного?
– Нет, что вы! Несмотря на раннее время, я на работу, как на праздник: обязательно прическа, легкий макияж. Про предпочтение джинсам и кроссовкам тоже не скажу, летом могу и в платье работать и в туфлях на невысоком каблуке, главное, чтоб мне комфортно было, чтоб движения ничего не сковывало.
И в турпоездку, и на кладбище
– Вы проводите еще и ритуальные перевозки?
– Да. Если бы не они, не знаю, как бы мы в этот кризисный 2020 год продержались. Мы и раньше возили похоронные процессии, но это не было основным видом деятельности. Мы перевозили и продолжаем перевозить туристов, осуществляем и междугородние перевозки. У нас три своих автобуса, два больших на 28 пассажиров и один поменьше – на 14. Нам довелось быть в колонне машин первых лиц государства во время их визита на Дальний Восток. Ехали следом за машинами Владимира Путина, Дмитрия Медведева и патриарха Кирилла, везли их первых сопровождающих лиц. В память о совместной работе патриарх Кирилл нам подарил икону святого Сергия Радонежского. А в прошлом году в связи с пандемией сократилось число туристов, междугородних перевозок, перестали поступать заказы от образовательных учреждений. Это был трудный год, но мы справились, пережили и его.
– Вы единственная женщина-водитель пассажирских автобусов?
– Точно не знаю. Меня спрашивали однажды – не я ли работаю на 67-м автобусном маршруте? Но я там не работаю, значит, есть еще другие женщины – водители. Но мы никогда не виделись.
– Ваша мечта стать водителем автобуса исполнилась, о чем сейчас мечтаете?
– Хочу приобрести новый большой автобус – на 39 пассажиров.