Раньше или позже? Сейчас!

Стоит ли идти в развивающий центр, если ребёнку два-три года, или лучше подождать пару лет? © / Ольга Аполлонова / АиФ

Одни родители начинают водить своего ребёнка на всевозможные занятия, едва тот начинает ходить. Другие пускают всё на самотёк, дескать, «у нас в детстве никаких развивашек не было, и ничего, выучились».

   
   

Каждый решает сам, но психолог Елена Жутенко уверена: развивать ребёнка полезно, и чем раньше, тем сильнее будет развит его интеллектуальный потенциал.

А не рано?

Часто родители сомневаются, стоит ли идти в развивающий центр, если ребёнку два-три года, или лучше подождать пару лет.

«Вопрос «А не рано?», который задают многие родители, больше выдаёт их сомнения в пользе раннего развития. Сам этот термин «раннее развитие»: как может развитие быть ранним или поздним? Это, по сути, то же самое, что раннее или позднее кроветворение или раннее или позднее дыхание», - объясняет Елена Владимировна. «Развивается ребёнок всегда. Только степень интенсивности разная».

Структура мозга выстраивается непрерывно с момента появления человека на свет. И первые годы жизни, продолжает психолог, влияют на структуру связей между нейронами, формируя либо крепкую, либо хрупкую основу для дальнейшей обучаемости, психического здоровья и поведения.

«Нейрофизиологи выяснили, что в период первых лет жизни ребёнка каждую секунду формируется 700 новых нейронов. Правда, впечатляет?», – рассказывает Н. Жутенко. «Но! Нейроны, которые не задействуются в создании нейронных связей, отмирают чистенькими. Проще говоря, мозг расценивает их как балласт. Поэтому мозг можно и нужно развивать бесконечно».

Среда развивает

Сегодня мамы и папы одаривают своих детей гаджетами с яркими играми и мультиками – смотри не хочу. Раньше же просмотр мультфильма для малышни был сродни празднику. Если телевизор ничего интересного не предлагал, увлекательные истории искали в книгах.

   
   

«В детстве бабушек и дедушек по ТВ показывали съезды ЦК КПСС, взрослые фильмы, спорт и редко, по часам – мультики. Поэтому был культ книги, которую можно было взять в любой момент и погрузиться в мир сказок и фантазий», - говорит Е. Жутенко. «Подвижных дворовых игр была полная копилка. Кстати, дедульки во дворах не только стучали костяшками домино, но и в шахматы и шашки резались. Как после этого говорить, что никто не развивал? Среда развивала».

Некоторые родители уверены, что подготавливать ребёнка к школе особо не надо. «А что он тогда там будет делать? Пусть в школе учится читать и решать примеры, иначе ему будет неинтересно».

«Конечно, с утра до ночи учить таблицу умножения в три года - это беспредел», - уверена психолог. «А вот мама одного моего клиента с трёх месяцев начала потихоньку давать рассматривать цифры, фигуры, буквы. Каждый день рисовала на листе А4 что-то одно и до пробуждения вешала над кроваткой. С утра учила удивляться и радоваться тому, что появлялось что-то новое».

Результат, по словам собеседницы, впечатляет: в три года ребёнок осмысленно знал числа до 20, читал сам и с интересом. Чем в первом классе будет заниматься? Учить иностранный язык и заниматься любимым карате. А ещё самостоятельно делать домашнюю работу.

Дети как госзаказ

«В развитых странах, которые озадачены своей конкурентоспособностью в мире, переходящем на рельсы IT, новых научных разработок, существуют серьёзные институты взращивания будущей интеллектуальной элиты. Там детей с рождения готовят как госзаказ», - рассказывает Елена Жутенко. «Я только завидую этому, ведь у нас в городе сделали показательный краевой «Хогвартс», в который ни один Гарри Поттер не попадёт, если он не ребёнок сами-знаете-кого. Вот вам и отношение к интеллектуальному потенциалу государства. В таких условиях тем более остро у нас, родителей, стоит вопрос о развитии детей. Чтобы достойно жить в современных условиях, надо быть очень сообразительным. Так что развивать надо, перефразируя, пока дитя ещё поперёк лавки лежит».

Смотрите также: