22 июня в день памяти и скорби Россия вновь помянет всех жертв самого страшного вооруженного конфликта прошлого века. Столько лет прошло, но эта война и сейчас продолжает преподносить сюрпризы. Наша история из разряда удивительных. Её рассказала жительница Комсомольска-на-Амуре Любовь Тюленева. 70 лет ее семья была уверена, что их дед Тихон Назаров пропал без вести в 1945 году, и место его упокоения неизвестно. Пока в 2016-м к ней не пришло странное письмо. В нем было несколько фотографий. На одной из них – кладбищенская чугунная доска с надписью «Назаров Тихон Дмитриевич … - 1945».
Простой крестьянин
Тихон Назаров родился в 1904 году в селе Лосиха Косихинского уезда Томской губернии (ныне – в Алтайском крае). Он был простым крестьянином, грамотой не владел, рос в большой семье. К началу войны у него было уже четверо детей. Тихона Дмитриевича вместе с другими односельчанами призвали на фронт в первые же дни фашистского нашествия.
Он не писал домой писем – не умел. Провоевал чуть меньше года – самого ужасного для страны. Летом 1942-го он появился в родной Лосихе. Едва волочил ноги. Тихон был комиссован. Два осколочных ранения – в голову и ногу. Его врачевали дома, накладывали мази на травах, отпаивали отварами. Кое-как рану на голове удалось вылечить, она затянулась. А с ногой вышло хуже – искромсанная плоть и раздробленная кость срослись неправильно. Осталась сильная хромота.
В 1943 году Тихона Дмитриевича вновь забрали в армию. Это было самое напряжённое время сталинградской битвы.
«Это было в сентябре. Дедушку Тихона в последний раз видели односельчане: высокий, худой, с котомкой через плечо, с хромотой на правую ногу он устало шел на железнодорожную станцию Овчинниково за 45 километров. Чтобы доехать до сборного пункта в городе Барнаул», - пишет его внучка Любовь Тюленева.
Дома остались дети, младшенькому Валентину – 5 лет. И беременная жена. В конце октября 1943 года она получила похоронку. Серая бумага сообщила Анне Кузьмовне, что она теперь вдова – ее муж пропал без вести. Когда, в каком бою, где могила – неизвестно.
Анна тянула хозяйство на себе. В марте 44-го она родила девочку, которую назвала Надеждой. Потому что продолжала надеяться на то, что муж её жив. Женщина устроилась работать почтальоном. Ежедневно ездила верхом на лошади 45 километров до станции и столько же обратно. До окончания войны от недоедания и болезней умерли два ее сына – Семён и Николай.
Ожидание чуда
Все послевоенные годы Анна Кузьмовна, потом и её дети, а после них внуки искали следы пропавшего без вести Тихона Дмитриевича. Они заваливали письмами военные архивы, обращались к военным историкам, пытались найти хоть какие-то сведения. Тщетно. Тихон был неграмотным, весточек не слал – именно по последнему фронтовому письму чаще всего находили место дислоцирования части, а, стало быть, и место предполагаемой гибели. А тут – никаких зацепок. В 90-х даже писали в программу «Жди меня», хотя и понимали, что это бесполезно. Уповали на чудо.
Семья Тихона Назарова размножилась, дети и внуки расселились по многим местам. Дочь того самого «меньшенького» сына Людмила оказалась в Комсомольске. Когда в 2016 году во всей стране возникло движение «Бессмертный полк», она тоже вышла на акцию в День Победы. Поскольку фотографии сибирского крестьянина Тихона Назарова в природе не существовало, его внучка несла простой плакатик с ФИО деда. В колонне к ней подошел мужчина, спросил, отчего нет портрета, записал данные.
Настоящий солдат
Через несколько недель Любови Тюленевой пришло ценное письмо (она его так и называет – «ценное», в прямом и переносном смысле). Там лежало три фотографии. На одной мемориальное воинское кладбище Новосибирска. На второй – стела воинам, погибшим от ран. На третьей – чугунная плита с именем Тихона Назарова.
«Я заплакала тогда в голос. 70 лет поисков дедушки! Наша семья всегда считала его героем. Но мы уже отчаялись найти какие-нибудь сведения о нём. И тут его могила с именем! Её обнаружил руководитель нашего краевого «Бессмертного полка» Андрей Белоглазов», - рассказывает Любовь Валентиновна.
Стоит ли говорить, какую реакцию вызвало сообщение о месте захоронения Тихона во всей семье Назаровы. В марте 2019 года Любовь Тюленева отправилась из Комсомольска в Новосибирск. «Я пришла на Заельцовское кладбище, нашла могилу деда и поклонилась ей за моего престарелого отца Валентина Тихоновича, за мою тетю Надежду, за наших детей и внуков», - говорит Любовь Валентиновна.
Осталось неизвестным, в каком бою был ранен Тихон Назаров. То, что ранен – точно. В военные года на территории Новосибирска располагался 131 госпиталь. В них свозили раненых со всех фронтов. В 1943-м во время сталинградской мясорубки сюда эвакуировали на излечение десятки тысяч красноармейцев. Среди них был и Тихон. Он умер от ран, но обрел могилу не как неизвестный солдат, а как настоящий советский воин. На его табличке нет года рождения. Он сам его, конечно, знал, но, видимо, сказать уже не мог.
Сплетение судеб
Андрей Белоглазов действительно помог. Он передал сведения о Назарове волонтерам «Бессмертного полка». Те привлекли к делу известного алтайского журналиста, краеведа, исследователя военной истории из Барнаула Евгения Платунова. Он сумел обнаружить подлинник документа «уточнения потерь» за 1943 год. В нем стоит пометка: «Назаров Тихон Дмитриевич, рядовой, можно считать пропал без вести в августе 1943».
Это не считая того, что в столице Алтайского края Барнауле живет женщина по фамилии Белоглазова. И родилась она в родном селе Назарова Лосихе. Наш Андрей Белоглазов – коренной хабаровчанин, никогда в тех местах не был и родственников там не имеет.
«Честно говоря, я не очень отчетливо помню этот случай. А насчет совпадений, даже не удивляюсь. Когда занимаешься воскрешением памяти о бойцах Великой Отечественной – погибших и выживших, сталкиваешься с таким, чему рационального объяснения может и не быть. Нам, потомкам нужно чтить и хранить память о них. Семьи пропавших на полях сражений до сих пор ищут их. В этом году мы открыли в Хабаровске общественную приёмную «Судьба солдата», как раз посвящённую поиску информации о пропавших без вести жителях нашего края. В неё обратилось несколько десятков семей. Так что «Книга Памяти» ещё не дописана. И вряд ли ее вообще когда-нибудь допишут», - говорит Андрей Белоглазов.
Об истории своего деда Тихона Дмитриевича его внучка – пенсионерка Любовь Тюленева из Комсомольска написала в редакцию «АИФ-Дальинформ». Письмо заканчивается так: «Я хочу сказать, что мой дед теперь не «без вести пропавший». Есть могила, куда я когда-нибудь с гордостью приведу своих внуков и всё, что теперь знаю, сама расскажу им».
Смотрите также:
- Боль: нагрудные знаки начали вручать тем, чьё детство искалечила война →
- Что знает о Великой Отечественной войне хабаровская молодёжь? →
- Жители Хабаровска хранят память о своих героях ВОВ →