Хабаровчане готовы переплачивать за овощи «со своего огорода»

Легальный торговец знает, что несёт ответственность перед покупателем и не рискнёт продавать ему опасный продукт. © / Ксения Туртыгина / АиФ

Каждый день на улицах мы видим их - нелегальных торговцев. Условно их можно разделить на две категории: одни работают на клиента с худым кошельком, другие - на клиента, которому важно, чтоб не китайское.

   
   

Вечная тушёнка

Первая категория - это рынки «просрочки», продукции с истекающим или уже истёкшим сроком годности. Такие точки есть почти в каждом городе, и, судя по тому, что они не закрываются, спрос на такое предложение есть. Так уж устроен человек, что ему нужно есть минимум три раза в день. По статистике, современный россиянин тратит более 45% своего дохода на еду, а в Хабаровске, наверное, ещё больше. Не так давно на основе обработки чеков, выданных онлайн-кассами, вывели среднюю сумму, которую наш человек оставляет в магазине за один поход. Средняя цифра по России - 547 рублей, по Хабаровскому краю - 1082 рубля, по Приморскому краю, для сравнения, - 801 рубль. По своему опыту покупателя могу сказать, что продуктов, купленных на такую сумму, хватит на два, от силы три дня. То есть в месяц исключительно на желудок выходит около 11 тысяч на человека. Неудивительно, что на хабаровских рынках просрочки всегда есть народ.

- Она же просроченная, - кручу в руках банку тушёнки.

- Девушка, это тушёнка, что ей сделается? Её можно и пятьдесят лет хранить! - поражает знаниями продавец. Рядом аккуратная бабушка копается в кошельке, отсчитывает купюры и покупает две банки и идёт к коробкам с сосисками и сардельками. Картонные коробки стоят прямо на земле, товар не прикрыт, на него летит пыль от проезжающих машин, светит солнце. Ну, хоть голуби не гадят. Две женщины средних лет бодро набирают сосиски и радуются: в магазине они отдали бы рублей на 200 больше. Интересуюсь, часто ли они сюда ходят.

- Мы постоянно здесь отовариваемся, никто не отравился. Это всё магазины наговаривают, чтобы мы к ним шли и им кассы набивали, - открывает глаза одна из подруг, на вид постарше. Вторая согласно кивает: колбасой, купленной здесь, кормит сына-студента и маму с папой - тоже все здоровы.

Нелегальному торговцу грозит только штраф.

В хабаровской мэрии несознательность покупателей считают одной из главных причин торжества стихийных рынков. Оказывается, у чиновников нет инструментов воздействия на нелегальных торговцев, кроме штрафа в 3 тысячи рублей. Думается, что, если бы чиновники объединились с налоговой службой, стало бы проще. Ведь нелегал уклоняется от уплаты налогов, а значит, может наступить ответственность, вплоть до уголовной.

   
   

Пока же городские власти надеются больше на горожан: вот перестанут покупать и сразу рынки закончатся. Вряд ли. Цены в магазинах не падают, а кушать, как мы выяснили выше, хочется каждый день. А иногда побаловать себя шоколадкой, чашечкой кофе и бутербродом с копчёной колбасой.

Очень дачный продукт

Вторая категория уличных нелегалов ориентируется на поклонников здоровой еды. Если овощи - то обязательно «не китайские», если мясо или молоко - то фермерское. Конечно, есть в Хабаровске точки, где настоящие фермеры торгуют своим продуктом, и это легко можно проверить. У них есть все документы, подтверждающие происхождение картошки или свиной вырезки.

Другое дело - непонятные «бабушки». Они торгуют огурчиками «только что с грядки», свежим укропом, баклажанами и прочей садово-огородной продукцией. Среди них наверняка есть настоящие дачники, но они в меньшинстве.

- Да какие они дачники! Стоят с утра до вечера, когда грядки полоть успевают? - разочаровывает продавец ларька, стоящего неподалёку от одного из таких «дачных рынков». - Я сама видела, как они в овощной забегают, тащат оттуда огурцы и помидоры, потом рассказывают покупателям сказки про свой огород.

Буквально неделю назад автор этих строк своими глазами видела, как расхватывали «фермерское» молоко, которое, по словам продавщицы, она, жительница села Гаровка, надоила утром. Возможно, я бы поддалась ажиотажу, если бы не знала, что эта женщина живёт в соседнем доме. Почему у нашего человека молоко, разлитое в полуторалитровые бутылки из-под минералки, вызывает больше доверия, чем заводское молоко в тетрапаках, - загадка.

Смотрите также: